Методические разработки

Карта развития, как инструмент мониторинга результатов освоения образовательной программы дошкольного образования

Воспитателя МДОУ Некоузский детский сад

общеразвивающего вида № 2 Жилиной Ж.Н.

Разработка психолого-педагогического мониторинга освоения образовательной программы детьми в дошкольном учреждении является в настоящее время весьма острой и актуальной проблемой. Каждая образовательная программа, которая разрабатывается или дорабатывается в соответствии с ФГТ 1 и позиционируется как примерная, должна содержать описание планируемых результатов и системы мониторинга достижения этих результатов детьми.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой интегративные качества, которые ребенок может приобрести, освоив Программу, разработанную каждым дошкольным учреждением на основе примерной. Динамику становления этих интегративных качеств должны отражать промежуточные результаты по всем направлениям развития детей в каждый период дошкольного возраста.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребёнка путём наблюдений за дошкольником, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание мониторинга быть тесно связанным с образовательными программами обучения и воспитания детей. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объём информации в оптимальные сроки. [1]

Выше сказанное позволяет утверждать, что тема данного исследования: «Карта развития, как инструмент мониторинга результатов освоения образовательной программы дошкольного образования» является своевременной.

Одним из элементов системы мониторинга является оценка промежуточных и итоговых результатов. Соответственно главной задачей стал поиск и обоснование оптимального диагностического инструмента, поскольку использование существующих диагностических методик оказалось неэффективным в силу следующих обстоятельств:

во-первых, в соответствии с ФГТ, результатами являются интегративные качества, что делает невозможным использование педагогической диагностики в привычном ее понимании. Использование диагностических проб, направленных на выявление приобретенных в ходе освоения программы ЗУНов. не соответствует современным требованиям к дошкольным образовательным программам. Исследование интегративных качеств, как результатов образовательной деятельности, обусловливает необходимость иных средств оценки;

во-вторых, исследование интегративных качеств является по своей сути педагогической диагностикой психического развития детей, актуального состояния ребенка в детском саду. И важно, чтобы диагностический инструмент позволял именно педагогам оценить это развитие, не заменяя собой психологическую диагностику;

в-третьих, проведение диагностических процедур должно быть несложным и экономичным по времени. Мониторинг не является самоцелью: оценка результатов освоения программы осуществляется

с целью оптимального построения образовательной работы с дошкольниками.

В качестве средства диагностики может быть выбрана карта развития, которая позволяет отследить развитие каждого ребенка группы и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия психолога и/или методиста.

Цель исследования: изучить теоретические источники и практический опыт использования карт развития, как инструмента мониторинга результатов освоения образовательной программы дошкольного образования.

Научно-методические подходы к решению проблемы мониторинга результатов развития детей дошкольного возраста

Результаты применения метода ведения карт развития, как отмечается в психолого-педагогической литературе 1. дают довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеют большую ценность для организации образовательного процесса. Карта развития - удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса (Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов ) 2.

Использование воспитателем карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом (О. М. Дьяченко) 3.

Выделенные и включенные в карту развития показатели развития ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей на занятиях, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др.

Показатели в картах развития отражают теоретические представления авторов этих разработок об основных моментах развития дошкольников, о тех качествах, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.

Один из примеров таких разработок – карта развития, разработанная О. М. Дьяченко, Т. В. Лавреньтевой и др. 3

При ее составлении авторы исходили из того, что наиболее важным показателем развития дошкольника является уровень овладения им различными видами деятельности, которая, с одной стороны, является источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – областью проявления его достижений. Оценка развития любого вида детской деятельности в данной карте развития происходит по двум характеристикам:

1) по умению детей использовать в своей деятельности различные средства, существующие в культуре;

2) по уровню овладения детьми операционально-технической стороной деятельности.

Помимо этого в карте развития отражены характеристики различных сфер развития ребенка, ориентируясь на которые воспитатель может получить углубленное и расширенное знание о ребенке: двигательной сферы; умственного развития и развития речи; социального развития. Полученные знания о детях, по мнению авторов, могут быть использованы для оказания помощи и поддержки ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

Еще один пример – карта развития, предложенная Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым 1. Она основана на интегральном представлении об уровне развития дошкольника как активной самоопределяющейся личности. Карта развития состоит из двух частей: нормативной карты, отражающей становление инициативности в разных видах деятельности, и карты, отражающей психологический фон развития. Н. А. Короткова и П. Г. Нежнов рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Психологический фон, с точки зрения авторов, отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника.

В рассматриваемой карте развития выделяются четыре сферы инициативы:

­ творческая;

­ целеполагания и волевого усилия;

­ коммуникативная;

­ познавательная.

В каждой сфере в свою очередь выделяются три качественных уровня, отражающие сдвиги в интеллектуально-мотивационной структуре деятельности, типичные для определенного возрастного диапазона. Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид культурной практики детей (сюжетную игру, познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность). Каждый уровень определенной сферы инициативы имеет подробную характеристику и определяется ключевыми признаками. Таким образом, представленная в виде таблицы нормативная карта развития содержит «образ» дошкольника, типичный для определенного возрастного диапазона, и путь, который необходимо пройти дошкольнику в определенной сфере инициативы.

Карта развития заполняется воспитателем три раза в год – в начале (по прошествии первого месяца), в середине и в конце учебного года – на основе наблюдений ребенка в свободной самостоятельной деятельности. Воспитатель оценивает частоту проявления ключевых признаков каждого из трех уровней определенной сферы инициативы: он является типичным для ребенка («обычно»); не характерен, но проявляется время от времени («изредка»); не проявляется совсем («нет»). Каждую из предлагаемых «меток» можно давать ребенку дважды, один раз или не использовать вовсе.

Для заполнения карты воспитателю не надо организовывать специальные ситуации. Предполагается, что у педагога уже сложился определенный образ ребенка и при оценивании он использует те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений. Если же воспитатель сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности. Предлагаемые формы для заполнения их воспитателем ориентированы на то, что в итоге в карте будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней. То есть, воспитатель сможет увидеть, соответствует ли развитие различных сфер инициативы конкретного дошкольника возрастному нормативу.

В дополнение к карте развития Н. А. Короткова и П. Г. Нежнов предлагают карту психологического фона развития, которая проявляет «субъективные психологические образования, которые формировались на предыдущих этапах онтогенеза» 1. Воспитателям предлагается отметить наличие («да») или отсутствие («нет») определенных проявлений в решении ребенком бытовых задач (самообслуживание), в его общении с взрослыми и сверстниками и в поддержании положительного отношения к самому себе. Данная карта поможет воспитателю увидеть трудности, которые могут испытывать дети при решении соответствующих проблем.

Карта развития разрабатывалась различными исследователями, применялась на практике, и не вызывает сомнения как надёжный инструмент оценки развития ребёнка. Вопрос, насколько это может быть применимо в соответствии с ФГТ?

Карты развития детей раннего возраста, как способ наблюдения за развитием ребенка

Рассмотрим подробнее карты развития, составленные для оценки развития детей раннего возраста Смирновой Е. О. 1 Предметом диагностики являются не отдельные частичные психические процессы, а те образования, которые являются центральными, ключевыми для развития личности на каждом возрастном этапе. Основным условием полноценного психического развития ребёнка в раннем возрасте является его общение с взрослыми, в котором возникают главные психические новообразования.

Уровень развития общения является важнейшим показателем психического развития ребёнка, позволяющим прогнозировать это развитие в перспективе. Поэтому общение ребёнка с взрослым, начиная с самого раннего возраста, является важнейшим предметом диагностики. Другой важнейшей линией, определяющей психическое развитие ребёнка, является уровень овладения ведущей деятельностью.

Диагностика уровня развития общения ребёнка с взрослым опирается на разработанную М. И. Лисиной концепцию генезиса общения ребёнка с взрослым. Согласно этой концепции развитие общения ребёнка с взрослым от рождения до 7 лет происходит как смена качественно своеобразных форм общения. Каждая форма имеет своё содержание коммуникативной потребности, специфические мотивы и средства общения и время появления в онтогенезе. 2

Педагогам предлагается заполнить «Протокол регистрации показателей общения в первом полугодии жизни ребенка». Создаются три ситуации, где отмечается сосредоточение, улыбка, двигательные движения, вокализация, отвлечения, примечания. На втором году жизни ребёнка рассматриваются четыре ситуации, параметры общения: инициативность, чувствительность к воздействиям взрослого; средства общения; понимание речи взрослого, экспрессивно-мимические средства, предметно-действенные средства, речь. Оцениваются по шкале от 0 до 3-х баллов.

В протоколе регистрации предметной деятельности рассматриваются: параметры предметной деятельности, показатели параметров, три ситуации созданные педагогом. Параметры предметной деятельности: виды действий с предметами, познавательная активность, включенность предметной деятельности в общение. Следующие показатели параметров: ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия, культурно-фиксированные действия, интерес к предметам и действиям с ними, настойчивость в деятельности, эмоциональная вовлеченность в деятельность, стремление действовать по образцу, ориентация на оценку взрослого.

Результаты оцениваются по шкале от 0 до 2-х баллов. Уровень развития предметной деятельности определяется по совокупности всех параметров. Выделяются три уровня: высокий, средний и низкий. По результатам диагностического обследования делается заключение об уровне развития предметной деятельности.

Протокол регистрации показателей общения и речи на третьем году жизни ребёнка заполняется в табличном варианте. Предлагаются следующие параметры и показатели общения и речи: инициативность, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения: экспрессивно-мимические и предметно-действенные. Речь: активная, понимание речи, выполнение речевых инструкций, примечания. Даются три ситуации: «пассивный взрослый », «совместная игра», «картинки ». Параметры общения, речевого развития оцениваются по шкале от 0 до 3-х баллов. Выделяются высокий, средний, низкий уровни общения и речевого развития.

При диагностике предметной деятельности у детей третьего года жизни основными параметрами выступают следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с предметами), познавательная активность и включенность в общение с взрослым. Поскольку характерной чертой предметной деятельности детей в конце раннего возраста становится её целенаправленность, этот параметр добавляется к перечисленным выше при диагностике детей старше двух с половиной лет.

В табличном варианте оформляется протокол регистрации параметров предметной деятельности у детей от двух до двух с половиной лет. Параметры предметной деятельности: виды действий, познавательная активность, включенность в общение с взрослым. Показатели параметров: ориентировочные и манипулятивные действия, культурно-фиксированные действия, эмоциональная вовлеченность в деятельность, настойчивость, стремление к самостоятельности, стремление воспроизводить образец действия, ориентация на оценку взрослого, речевое сопровождение деятельности. Ситуации: «знакомые предметы»: индивидуальная и совместная деятельность; «незнакомый предмет». Дети оцениваются по шкале от 0 до 2-х баллов.

Протокол регистрации параметров предметной деятельности у детей от двух с половиной до трёх лет. К параметрам предметной деятельности добавляется целенаправленность; к ситуациям «действия по образцу». Оценивается по шкале от 0 до 2-х баллов.

Шкала оценки параметров предметной деятельности на третьем году жизни ребёнка. Следующие критерии показателей оценки: виды действий отсутствуют, использует редко, использует часто. Познавательная активность: отсутствует, слабая, высокая. Настойчивость в деятельности: отсутствует слабовыраженная, ярко-выраженная. Стремление к самостоятельности: отсутствует, слабое, среднее, выраженное. Стремление воспроизводить образец действия: отсутствует, слабое, среднее, сильное. Ориентация на оценку взрослого: отсутствует, слабая выраженность, средняя выраженность, высокая выраженность. Целенаправленность: отсутствует, слабо выраженная, ярко выраженная. По окончанию диагностирования производится анализ результатов с выходом на три уровня: высокий, средний и низкий уровни развития предметной деятельности.

Итак, проведенный выше обзор мониторинга развития детей раннего возраста позволяет нам говорить о том, что в предложенных протоколах прослеживается принцип интегративности. что соответствует нормам ФГТ. В связи с этим фактом способ оценки развития детей раннего возраста, возможно, спроецировать на детей-дошкольников, изменив содержание, ситуаций и виды действий детей, исходя из возрастных особенностей детей на каждом возрастном этапе.

Карта развития как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценивать качество текущего образовательного процесса и составлять индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с общепринятыми нормами.

Дневник индивидуального сопровождения воспитанника дошкольного образовательного учреждения

Региональный опыт работы

В данной главе мы рассмотрим региональный проект ДОУ «Рябинка» г. Переславля. Данный проект прошёл экспертизу и одобрен Департаментом образования Ярославской области. В ДОУ были разработаны «Дневники сопровождения развития ребёнка», Приложение 1.Prilozhenie_1_Dnevnik.doc

Дневник индивидуального сопровождения ребенка (далее дневник) состоит из: карты индивидуального развития, листа регистрации достижений ребенка, выводов по итогам обследования, листа индивидуальных занятий,

листа взаимодействия с родителями (по согласию родителей).

Дневник заполняется воспитателем на начало и конец учебного года. При необходимости по отдельным разделам может быть проведено дополнительное обследование с обязательной фиксацией результатов в «Листе индивидуальных занятий».

При обследовании воспитатель использует диагностику и наблюдение за ребёнком в процессе занятий, общения и свободной деятельности, а так же опрос родителей. Общие сведения заполняются на время начала наблюдений за ребенком и на время выпуска (отчисления) ребенка из детского сада.

Индивидуальные особенности ребенка заполняются ежегодно (на начало и конец учебного года).

Знаком «+» обозначается присутствие данного признака, знаком « - » - отсутствие его. В графах, где дано несколько вариантов ответа, из предложенных выбирается один, наиболее ярко характеризующий личностную особенность ребенка.

Для заполнения листа регистрации достижений ребенка необходимо использовать шкалу оценок, представленную в виде таблицы (для каждого возраста свою). Уровни оценки даны в трех бальной шкале, где

0 - низкий уровень;

1 - средний уровень;

2 - высокий уровень.

Каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика, которая приводится в таблице справа, напротив бальной оценки. Из трех уровней развития необходимо выбрать один, характерный для ребенка. После этого в листе регистрации на пересечении вертикали (уровни развития) и горизонтали (показатель развития) точкой отмечается результат наблюдений. Результаты фиксируются для каждого показателя отдельно в соответствующей графе.

Графа 15 (усвоение учебного материала по программе образовательного учреждения) заполняется по результатам диагностики усвоения учебного материала (средний показатель по всем разделам). В том случае, если результаты диагности