Развитие коммуникативных навыков в проектно - исследовательской деятельности у дошкольников

Исследовательская деятельность с дошкольниками

Автор: Светлана Сергеевна Утюжникова. учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Развитие коммуникативных навыков в проектно-исследовательской деятельности у дошкольников

Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Всё более востребованным становится метод проектов в практике работы учителя-логопеда с детьми имеющими речевые нарушения. Он позволяет не только активизировать познавательную активность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие.

Профессор Е.С.Полат определяет сущность этого метода как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребёнка, которая должна завершиться практическим результатом. В проектное обучение заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой. Метод перспективен, он даёт возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, анализировать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, самостоятельность, целеустремлённость, коммуникативность [2].

Мы имеем опыт логопедической работы по использованию технологии совместной проектной деятельности по литературному направлению, который распространялся на конкурсах всероссийского уровня, с результатами у детей (см. Приложение №2).

На конкурс «Мои первые открытия», были представлены реализованные познавательные проекты детей: «В мире мудрых пословиц», «Мы читаем- С.В.Михалкова», которые играли большую роль в реализации всех сторон речи у дошкольников. Рассмотрим познавательный проект на тему «Мы читаем- С.В.Михалкова» (см. Приложение №1). Эта тема выбрана неслучайно, так как детская литература всегда занимала центральное место в воспитании и развитии духовной, нравственной, гармоничной, целостной личности, формировала гуманистическое мировоззрение. Классическая литература для детей наполненная добротой, душевностью, светлым юмором, всем, что свойственно настоящему детству, широко признанная в мире, утрачивает авторитет и весомость (искали пути активизации чтения, так как современные дети читают мало), нельзя терять классику искусства слова.

Читая стихи, в которых присутствовали интересные, весёлые выдумки, хитрости, дети становились наблюдательнее, решительнее, смелее, находчивее. Исследования и личный опыт убеждают: восприятие юмора в наибольшей мере зависит от таланта, мастерства, произведений.

Творчество С.В. Михалкова имеет свои корни в опыте чтения не одного поколения. Его весёлые стихотворения становятся любимыми с момента первой встречи с ними. Герои С.В.Михалкова настолько забавны, сила произведений свойственны живость, озорство, наивность, любознательность и естественная потребность в радости [3].

С.В.Михалков ценен как художник, чувствующий удивительный мир детского сердца. Он понимает мысли и чувства ребёнка, великолепно знает его психологию и чувствует детскую душу - проникает во все её заповедные уголки. Поэтому творчество С.В.Михалкова всегда будет актуально, а главное необходимо для духовного и душевно-нравственного становления детей. Сюжетам его книг свойственны реальность, неподдельная искренность и эмоциональность, живость и заразительность. Отсюда - их обаяние [6].

Сила произведений писателя заключается не в сформированной педагогической идее как таковой, а в изящном, жизненно убедительном юмористическом способе её выражения [1].

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что изучение различных произведений С.В. Михалкова на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития речи дошкольников.

Объектом исследования - процесс развития речи детей дошкольного возраста. Проблема: снижение интереса детей к чтению и творчеству детских писателей.

1. Дидактическая коррекционно-образовательная цель проекта:

Формирование умения понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, умения высказывать суждения, оценку прочитанного.

Познавательная цель: изучение творческой жизни поэта, его вклада в развитие художественной литературы, к 100-летию со дня рождения детского писателя С.В.Михалкова.

Развивающая цель: развитие информационных навыков (поиск, систематизация, обработка информации);

Развитие организационных навыков (умение работать в группах);

Развитие навыков научно-исследовательской и творческой деятельности;

Развитие ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, общекультурной.

Развитие интереса к художественной литературе и чтению; изучить произведения поэта;

Развитие диалогической речи, общих речевых навыков, просодической стороны речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательная цель - патриотическое воспитание, уважительное отношение к художественной литературе, культуре, стремление к знаниям на примере жизни поэта;

Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению, умение слушать и слышать других;

Задачи исследования проекта:

- Изучить литературные произведения поэта.

- Познакомить детей с творчеством поэта, приобщение детей к чтению;

- Вовлечь детей в развивающее обучение, активизация познавательного интереса детей к творчеству С.В.Михалкова.

- Проявить творчество, используя возможности (фотографий, рисунка).

- Способствовать пополнению словарного запаса детей, расширению их кругозора;

- Вовлекать детей в коллективное творческое дело; Межпредметные связи (ИЗО, чтение, ИЗО - тематические рисунки, выставка работ, подбор материала по творчеству С.В.Михалкова).

- Развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.

Методы исследования. изучение и анализ литературы, педагогический эксперимент, беседа;

Критерии оценки деятельности детей: опрос детей по стихотворному материалу, сравнительный анализ, через игровые упражнения по содержанию изученных стихов, выставка детских работ,

Результаты проекта:

- активизация познавательного интереса детей при работе с книгой;

- повышение интеллектуального уровня детей;

- формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности;

- расширение кругозора;

Самостоятельная деятельность детей. рассматривание иллюстраций, фотографий, портретов, заучивание, прослушивание стихотворений, рассказ.

Совместная деятельность. выполнение стихотворных минуток, рисование стихотворений (техника исполнения: карандаш, акварель, цветные карандаши, аппликация);

Работа с родителями. рекомендации по организации домашнего чтения и выбора текста по личным интересам.

Приёмы, используемые в работе над проектом на занятиях:

- Приём настроя детей на работу, организация логопедической группы;

- Приём постановки цели и актуализации знаний;

- Приём работы по отработке наизусть стихотворений автора;

- Приём дифференцированного подхода к детям (давались игровые задания);

- Приём творческой работы;

- Приём наглядности (портреты писателя, рисунки детей, книги поэта);

- Приём вопросов и ответов;

- Приём наблюдения за речью детей;

- Приём активизации словарного запаса;

- Приём доказательства учебной задачи;

- Приём формулирования выводов;

- Приём речевых выводов и обобщений;

На занятиях по литературному проекту «Мы читаем С.В.Михалкова» присутствовали все обучающиеся логопедических групп. В целом дети все трудоспособны, но не все успешны в обучении. Выделялась группа дошкольников, которым нелегко давалось исследование проекта, так как родители мало читают с детьми.

Чтобы вызвать интерес у ребят к работе над проектом, использовали игровые методы и формы работы, в целях повышения мотивации к учебной деятельности.

В этом проекте мы работали над стихотворениями известного писателя. Работая в группах, дети сдружились, рисовали рисунки, рассказывали стихи, приносили книги автора. Каждый ребёнок был успешным через игровую деятельность. Была создана положительная мотивация к знаниям, так как игра, творчество - эффективные способы повышения мотивации обучающихся.

С помощью творческих игр мы достигли больших успехов в воспитательно-образовательной работе над проектом с детьми. Широко использовались в практике речевые игры, которые помогали детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях. В игре познавали творчество С.В. Михалкова, развивали: мышление, чувства, волю, речь.

Неплохо планировалась индивидуальная работа с детьми в процессе руководства над творческим проектом.

Использование дидактических игр на занятиях позволило достичь эффективного уровня развития детей, значительно повысился интерес к логопедическим занятиям. Чем больше дети упражнялись с речевым материалом, тем больше у них развивалось внимание, находчивость, инициатива, самостоятельная умственная работа.

Через творческий проект успешно осуществлялись задачи умственного воспитания детей, формировались качества, такие как умение доводить начатое дело до конца, дети проявляли умственную активность, могли самостоятельно выполнять задания учителя.

Таким образом, анализируя и наблюдая за работой детей, обращали внимание на самые интересные моменты, оценивали поведение детей. Подводя итог, можем отметить, что работа над проектом способствовала формированию у воспитанников положительных качеств, как дружелюбие, самостоятельность, организованность. Проявлялась умственная активность дошкольников в стремлении узнать новое. Работа воображения над рисунками у детей, вызвало бодрое, радостное настроение. Особенно велика роль слова. Оно помогало детям выразить свои мысли и чувства. Разные виды деятельности, включаемые в занятия, позволяли детям думать, познавать, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи, развивали коммуникативные умения, познавательную активность, так как вопросы и задания требовали от них активизации имеющегося речевого опыта. Создание рисунков, творческих работ, знакомство с литературными произведениями писателя-всё это вклад в познавательное и речевое развитие детей.

Приложение 1

Приложение 2

Список используемой литературы: