Статья (окружающий мир) по теме:

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на позна­ние окружающего мира и экс­периментирование с объектами и яв­лениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окру­жающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, посту­чать по нему и т. п. В старшем воз­расте многие дети задумываются о та­ких физических явлениях, как замерза­ние воды зимой, распространение зву­ка в воздухе и в воде, различная окра­ска объектов окружающей действитель­ности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изо­бразительному искусству, «пройти под радугой» и т. п.

Словесно-логическое мышление де­тей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно прово­димый ребенком, позволяет ему соз­дать модель естественно-научного яв­ления и обобщить полученные дей­ственным путем результаты, сопоста­вить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости фи­зических явлений для человека и са­мого себя.

Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственно­го наблюдения стороны объ­екта или явления действитель­ности; развиваются способно­сти ребенка к определению проблемы и самостоятельно­му выбору путей ее решения; создается новый продукт. Экс­периментирование, как спе­циально организованная де­ятельность, способствует ста­новлению целостной картины мира ребенка и основ куль­турного познания им окружа­ющего мира. Прослеживание и анализ особенностей «по­ведения» предметов в спе­циально созданных условиях и составляют задачу экспе­риментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н. Н. Подцьяковым понятие «детское экспери­ментирование». Такое экспериментиро­вание является ведущим функциональ­ным механизмом творчества ребенка. Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста харак­теризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсив­ностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, на­правленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной актив­ности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложив­шимися знаниями, умениями, навы­ками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познава­тельной активности становится преодо­ление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить само­стоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспи­тателя реализуется посредством ис­пользования им различных методов и приемов активации интеллектуальной сферы ребенка.

Развитие способности детей экс­периментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специаль­но организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной сре­де группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное есте­ственнонаучное понятие, с которым знакомятся дети (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяго­тение, движение, свет, звук и т. д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат поста­новки опыта.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными ве­ществами, стремясь узнать что-то но­вое. Они разбирают игрушки, наблюда­ют за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предме­ты и т. п. Но опасность такой «само­деятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с закона­ми смешивания веществ, элементарны­ми правилами безопасности. Экспери­мент же, специально организуемый пе­дагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходи­мостью их учета в собственной жиз­недеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специ­ально организованных видах деятель­ности под руководством педагога, за­тем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносят­ся в пространственно-предметную сре­ду группы для самостоятельного вос­произведения ребенком.

В результате экспериментирования дети учатся:

  • выделять и  ставить  проблему,
которую необходимо разрешить;
  • предлагать возможные решения;
  • проверять эти возможные решения, исходя из данных;
  • делать выводы в соответствии с результатами проверки;
  • делать обобщения.
  • Дети старшего дошкольного воз­раста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно боль­ше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реаль­ности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерно­стей. Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предуга­дать ожидаемые результаты. Это по­ложительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.