Развитие речи

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Но обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях (занятия по развитию речи) являются главной задачей дошкольного учреждения.

Наш детский сад 2629 в работе по развитию речи детей использует парциональную программу О.С.Ушаковой «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». В основе методики лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи. Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется постепенно с усложнением материала внутри каждой задачи. Так в развитии связной речи это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений.

Основными задачами развития речи являются — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

1. Развитие связной речи

Овладение связной монологической речью одна из главных задач речевого развития дошкольников.

Первой ступенью развития связной речи является формирование диалогической формы речи.

Диалогическая форма речи, является первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказывания, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Владение связной монологической речью — высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. При обучении детей построению повествования используют разные типы повествований: реалистические рассказы. Сказочные истории, рассказы по картине или по серии сюжетных историй. Особенно важно развивать у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развивают не только высказывания, но рассуждения.

2. Развитие лексической стороны речи.

На каждом возрастном этапе понимание ребенка значения слова имеет определенные особенности. В словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово – единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе развития речи. Овладение словарным составом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при знакомстве с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном, но и качественном совершенствовании (уточнении знаний слов, семантической точности употребления синонимов, антонимов и многозначных слов, понимания переносных значений).

Главными задачами словарной работы являются обогащение. расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимимических пар, многозначных слов.

3. Формирование грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи у дошкольников включает работу над морфологией.

Морфологический строй речи дошкольников включает все грамматические формы (за исключением некоторых). Он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растет употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных.

4. Развитие звуковой стороны речи

Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения дошкольников приводят к усвоению грамматической и звуковой сторон слова.

Работа над интонацией, звуковой выразительности речи способствует формированию у детей способности выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос, логически и эмоционально произносить текст. Именно это умение необходимо ребенку при построении связного высказывания разных типов – повествования, рассуждения, так как каждое из них требует разного интонационного оформления.

Громкость речи должна быть уместной, скорость – соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания. Важный показатель хорошей, правильной речи – плавность изложения.

Таким образом в центре развития связности высказывания находятся обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями, частями текста), формирование представлений о структуре разных типов текста — описания, повествования, рассуждения.

В развитии словаря на первый план выступает работа над смысловой стороной слова, так как именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом (раскрытие значения многозначного слова, синонимические и антонимические сопоставления) формирует осознание явлений языка и речи.

В работе над усвоением грамматического строя речи главной задачей становятся освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений).

В воспитании звуковой культуры речи пристальное внимание уделяется работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания, поскольку в этих умениях заложено важное условие становления связной речи.

5. Развитие образной речи.

Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении.

В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации.

Для воспитания у дошкольников культуры речевого общения важно формировать представление о необходимости вежливого обращения со взрослыми и сверстниками, развивать умение выбирать из многообразия элементов речевого этикета формы, наиболее подходящей к определенной ситуации.

Для ознакомления с правилами речевого поведения используются: беседы о необходимости воспитания культуры речевого общения как с детьми, так и с их родителями; проведение игр (дидактических, музыкальных, подвижных), в которых ребенок подводится к осознанию необходимости правильного поведения («Урок вежливости», «Как поступают вежливые дети»). При знакомстве с произведениями художественной литературы развиваются у детей умение оценивать поступки персонажей и соотносить их со своими поступками. Кроме того, создаются специальные ситуации, в которых дети самостоятельно выбирали бы речевую форму общения («Говорим по телефону», «Идем в гости»), широко использовать различные наглядные материалы (картинки, альбомы, фотографии, слайды, диафильмы, мультфильмы). Большое значение в ознакомлении с правилами речевого поведения имеет индивидуальная работа с отдельным ребенком, в которой педагог должен учитывать особенности развития психики ребенка, его статус в семье и уровень речевого развития.

Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи — главный фактор решения общей задачи - воспитания культуры рёчевого общения дошкольников. Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются необходимым условием освоения детьми культуры речи.