Каталог статей

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Актуальность. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от развития его интеллекта. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, анализировать, обобщать, строить замыслы рисунков, сочинений. Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты представления о понятийных отношениях, лежащих в основе логического мышления. Овладение логическими отношениями занимает существенное место в интеллектуальном развитии ребенка, поэтому старшие дошкольники вполне в состоянии «перешагнуть» барьер между наглядно-образным и логическим понятийным мышлением. Это становится возможным, если во всех видах деятельности дошкольника развивать мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификацию, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

В общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться как можно раньше сформировать у ребенка логическое мышление. Во-первых, само усвоение логических форм мышления будет неполноценным без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм. После овладения логическим мышлением образное нисколько не теряет своего значения. Даже в самых, казалось бы, отвлеченных видах деятельности человека, связанных с необходимостью последовательного, строго логического мышления, огромную роль играет использование образов. Образное мышление – основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие. Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности школьника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Что же касается логического мышления, то не надо стремиться к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй мышления, возможности его формирования следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом). Различие между наглядно-образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные в разных ситуациях свойства предметов и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении таких задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором. Но часто свойства предметов, существенные для решения задач, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками. В этом случае задача может быть решена только путем логического мышления.

Как и любой другой вид мышления, логическое мышление тесно связано с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период, когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей для решения задач. Еще более возрастает роль речи в тот период, когда они приобретают планирующую функцию. Здесь ребенок, казалось бы, думает вслух. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явления действительности, закрепленных в словах. Понятия объединены между собой в стройные системы, позволяющие из одного знания выводить другое и тем самым решать мыслительные задачи, не обращаясь к предметам или образам. Так, например, зная общее правило, согласно которому все млекопитающие дышат легкими, и выяснив, что кит – млекопитающее, мы сразу же делаем заключение о наличии у него легких. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Но исследования показывают, что некоторые понятия могут быть усвоены детьми старшего дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, она влияет на формирование произвольности психических процессов. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на малышей, продумывает содержание игр, методические приемы их поведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через игру-занятие сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психологические процессы.

Работа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста проводилась в соответствии с программой «Развитие» поэтапно.

I этап - подготовительный.

- на основе анализа научно-педагогической и методической литературы изучить основы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;

- дать теоретическое обоснование значению дидактической игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

II этап – основной (формирующий).

Цель - обоснование целесообразности использования дидактических игр для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

- исследовать эффективность использования дидактических игр при развитии логического мышления;

- составить план наблюдения, применить специальные психологические диагностики развития логического мышления и специальную педагогическую диагностику по программе «Развитие»;

- систематизировать дидактические игры, составить перспективный план проведения игр.

III этап – контрольный (итоговый).

Цель – обобщение результатов работы.

- проанализировать результаты работы;

- разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Работа с детьми носила систематический и последовательный характер.

В результате проведенной работы были отмечены следующие моменты:

1) уровень развития логического мышления значительно повысился;

2) при проведении дидактических игр дети принимали более активное участие (помогали воспитателю в подготовке к игре, а также друг другу);

3) совершенствовались психические процессы (восприятие, внимание, мышление, речь и др.);

4) дети более уверенно стали выполнять предлагаемые им задания, пытаться анализировать и делать выводы, обобщать, рассуждать;

5) меньше времени затрачивали на выполнение задания;

6) дети богаче используют словарный запас.

По результатам данной работы хотелось бы дать следующие методические рекомендации:

1) в играх по развитию логического мышления следует учитывать реальные трудности в развитии детей;

2) больше проводить дидактических игр по подгруппам – это приносит ощутимый результат;

3) особое внимание уделять речевым навыкам детей, предоставлять им возможность самим объяснять свои действия;

4) при проведении всех дидактических игр необходимо учить детей быть внимательными, выносливыми по отношению друг к другу, учить их взаимовыручке;

5) дидактические игры должны побуждать детей анализировать ситуацию, сравнивать, сопоставлять и делать логические умозаключения;

6) эффективней всего использовать словесные и настольно-печатные игры, т.к. их можно применять и в различные режимные моменты;

7) дидактические игры должны быть эстетически оформлены и находиться в доступном для детей месте;

8) подбирать игры необходимо с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таким образом, работа по развитию логического мышления у старших дошкольников с помощью дидактических игр прошла успешно и помогла приобрести более глубокие и прочные знания, умение мыслить последовательно, обобщать, рассуждать, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.

Библиография.

    Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет.сада. Под ред. Л.А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. М. Просвещение, 1978. - 96 с. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. – М. Просвещение, 1992. – 191 с. Корнеева Г. Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике// Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3. – С.-46-49. Немов Р.С. Психология Учеб. Для студентов высш.пед.учеб.заведений. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. – М. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» (группа авторов). – М. Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. Развитие Программа нового поколения для дошкольных образовательных Учреждений. / Под ред. О.М. Дьяченко. – М. Гном-Пресс, 1989. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Учеб. Пособие для студентов пед.интов «Педагогика и психология (дошк.)» Р.Н. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра – М. Просвещение, 1998. – 303 с.