Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.

ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. В нашей группе дети играют в игры: «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки» и др. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми, то основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе. Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. В этом детям мы помогаем: обучаем правильно выполнять игровые действия; не распределяем роли, а способствуем самостоятельному определению ребёнка на роль; направляем игру с помощью подсказок, вопросов и предложений. Формирование коммуникативного опыта у детей требует от нас, во-первых, умения создавать в совместных играх условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, мы специально ставим перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения. Так, например, ребенок, отличающийся застенчивостью, в игре «Армия» получает роль командира, он должен выполнять активные действия по отношению к подчиненным, «солдатам». Создавая по ходу сюжета различные сложные ситуации, мы стимулируем ребенка решать игровые задачи и выходить из трудных положений; вовлекая в игру, стараемся учитывать особенности, способности и интересы каждого ребёнка.

Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра – это, главным образом, игра коллективная, в которой общение осуществляется по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Внутри первого направления происходят разыгрывание и моделирование отношений, ситуаций взрослого мира, освоение типов поведения. Внутри второго направления складываются реальные отношения между детьми в группе. Каждому ребёнку необходимо внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. Тот, кого “не принимают” в игру, тяжело переживает свою отверженность. Неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативному эмоциональному состоянию: ребёнок становится пассивным, замкнутым, или, наоборот, агрессивным. Поэтому при возникновении ссор и конфликтов между детьми мы стараемся продумать, стоит ли вмешиваться в игру, какую психологическую поддержку оказать ребёнку в данный момент. Например, в игре «Цирк» объясняю обидчивому ребёнку, что дети смеются не конкретно над ним, а их смешит «весёлый клоун», роль которого он выполняет. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры. Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми литературными произведениями. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, наши дети, в большинстве случаев, подражают добрым, честным персонажам, таким образом выражают свое отношение к добру и злу. Мы помогаем ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему. В играх-драматизациях, например, по сказке «Красная Шапочка», мы учим детей взаимодействовать друг с другом, используя не только вербальные, но и невербальные способы коммуникации: передавать характер, настроение и действия изображаемого персонажа не только при помощи речи, но и с помощью мимики, жеста, позы. В игре-драматизации по русской народной сказке «Теремок» мы учим согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать, не перебивая, уважительно относиться друг к другу и правильно вести диалог. В режиссёрских играх "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". В нашей группе дети используют плоскостной и объёмный настольный театр, а также кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток). Посредством театрализованных игр мы развиваем творческий потенциал, внимание, воображение, мышление и память детей.

Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Играя в такие дидактические игры, как «Секрет», «Волшебные слова», мы содействуем решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как: часть занятия, методический приём, способ решения. Наши дети любят логоритмические и пальчиковые игры, а также с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные игры, такие как лото, домино, шашки; игры с правилами, требующие от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым, честным, уступчивым. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки («Путешествие в мир эмоций», «Экран эмоций», «Кубик»). При активном использовании игр, например, «Путешествие пешехода», учим детей правилам поведения в обществе, развиваем речь. Через содержание таких дидактических игр, как «Профессии», «Кому что нужно для работы», «Чей подарок» мы пытаемся формировать у детей правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, к трудовой деятельности, к семейным ценностям.

Подвижные игры. будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр мы учим детей объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий, например, «Найди себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо». В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Именно в процессе таких ситуаций учим детей понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.

Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная игра - коллективное действо, создаваемое перевоплощением каждого участника в собственный образ. В процессе эмоционального общения в хороводе мы помогаем детям изображать разные эмоции и чувства: огорчение, плач - потирают глаза; веселье - прыгают от радости; обиду - отворачиваются. В хороводных играх, которые являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении, мы способствуем сплочению детей. Многие хороводные игры («Карусели», «Ходит Ваня») построены на тактильных ощущениях, они помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов. С помощью таких игр мы регулируем собственное эмоциональное состояние ребёнка и налаживаем доброжелательные отношения с окружающими. При необходимости выбора одного из участников хоровода для последующего игрового действия у детей формируется и осознается чувство симпатии, как например, в «любимой» игре «Каравай». Поведение детей в хороводных играх мы регулируем за счет наличия четких правил игры и неизменных принципов поведения в игровой ситуации. В процессе хороводной игры мы обучаем детей соблюдать очередность в выполнении действий, играть роль, выпавшую по жребию, а не ту, которую хотелось бы (игра «Колпачок»). Интересен и важен характер игр, в рамках которых ребенок выступает ведущим и ему нужно придумать действие, которое за ним будут повторять другие дети (игра «Ровным кругом»). В этом случае мы учим детей оценивать и свои действия, и действия своих сверстников. В результате такой коммуникации появляется рефлексия, начинает формироваться самооценка, развивается воображение.

Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.