Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Сколько создано развивающих игр и игрушек для на­ших детей! Глядя на такое разнообразие, хочется порадо­ваться за малышей, их родителей и педагогов.

Самые лучшие, самые развивающие игрушки и по­собия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А ес­ли взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано.

Я, работая в детском саду, столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы у детей. Решила поставить перед собой задачу – развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание. В своей группе я создала «Центр сенсорного развития», где поместила пособия и развивающие тренажеры, сделанные своими руками.

С помо­щью этих тренажеров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представ­ление о форме, цвете, количестве.

Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зри­тельного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.

Представлю некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Сенсорная стена представлена в виде нескольких пособий – тренажеров, развивающих сенсорные способности у детей:

Сухой дождь изготовлен из атласных лент разной длины и разного цвета, из цветных прищепок. Ребенок берет прищепку и прикрепляет ее к ленте такого же цвета. Ребенок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук и ловкость.

Также сухой дождь выполняет функцию - комнаты уединения (формирование уверенности в себе, снижение психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.)

Сенсорные куклы: кукла – девочка связана из шерстяных ниток и пришита на ковролин. Ей навязана одежда соответственно сезонным изменениям. Одежда имеет кнопки, молнии, пуговицы, крючки, шнурки. Дети, одевая куклу, учатся застегивать пуговицы, молнии, крючки, кнопки; завязывать шнурки. Также дети закрепляют знания о сезонных изменениях. Кукла – клоун выполнен из ткани. Украшая его костюм для выступления, дети учатся застегивать пуговицы, кнопки, завязывать шнурки.

Игровое пособие «Ежи и мышата» состоит из клубочков разного цвета. Половина клубочков из шерстяных ниток – мышата, а половина – из полиэтилена – ежи. Клубочки трех размеров: маленькие, средние, большие.

- Жили-были веселые рыбки. Они жили в своих доми­ках. Давай посмотрим, какие рыбки живут в красном до­мике-кармашке. (Педагог в случае необходимости указыва­ет на карман, ребенок достает рыбок.) В красном кармашке живут. красные рыбки. (И т. д.)

Рыбки любят ходить друг к другу в гости. (Далее педагог говорит, а ребенок действует.) Синяя рыбка пошла в крас­ный домик (красная рыбка повала в синий домик, зеленая рыбка — в желтый домик, желтая рыбка — в зеленый до­мик). (В последующем рыбки и домики предлагаются ре­бенку в разнообразных комбинациях.)

В гостях хорошо, но дома рыбок ждут их малыши, ску­чают. И мамы-рыбки торопятся вернуться в свои домики-кармашки. (Педагог берет большую рыбку определенно­го цвета, предлагает ребенку найти ее домик-кармашек и убрать в него рыбку.) Встретились мама и малыш, обрадо­вались, обнялись и спать легли. (По аналогии ребенок рас­кладывает рыбок других цветов.)

- Мамы-рыбки выпустили своих малышей погулять. Малыши обрадовались и стали резвиться. (Педагог переме­шивает маленьких рыбок.) Погуляли малыши, устали.

(Далее педагог работает с каждой рыбкой отдельно.) Крас­ный малыш плачет: «Где моя мама?» Где его мама? Отнеси малыша в его домик к маме. (И т. д.)

Описание: Рыбки сделаны из разноцветных хлопчатобумажных детских носков основных цветов. Из од­ного носочка получаются две рыбки: большая и маленькая. Носочек разрезается по пятке. Из носовой части получается большая рыбка, из верхней части — маленькая. Для глаз ис­пользуются пуговки. Каждая пара рыбок наполняется ватой (мягкие рыбки), целлофаном (шуршащие рыбки), мелкими шариками (жесткие рыбки), синтепоном и бубенчиками (звонкие рыбки). К каждой рыбке пришивается липучка, ко­торая позволяет крепко удерживать ее на основе — листе ковролина размером 45 х 45 см.

Рыбки гуляли целый день. Наступил вечер. Стало тем­но. Большие мамы-рыбки стали звать своих малышей. (Далее работа проводится с каждой цветовой парой отдельно.) Крас­ная рыбка позвала своего малыша так. (Взрослый сжимает рыбку в руках, ребенок слушает характерный звук.) Найди малыша, который отвечает (звучит) так же (например, шур­шит). (Ребенок находит нужную рыбку, сравнивая звуки. За­тем берет рыбок одного цвета в разные руки и сжимает их.)

Примечание. Рыбок, наполненных ватой, желательно сжимать последними. Они не издают звуков. Педагог гово­рит: «Все рыбки уплыли. Остались только самые тихие рыб­ки. Потрогай их. (Ребенок сжимает рыбок.) Рыбки мягкие».

С детьми более старшего возраста игра проводится по принципу игры с чудесным мешочком. Для этого большие (или маленькие) рыбки укладываются в мешочек. Осталь­ных рыбок ребенок берет по одной, извлекает звук, на ощупь в мешочке находит другую рыбку с аналогичным звуком. Игровые задания можно сопровождать стихотворе­нием Е. И. Тихеевой.

Описание: Игровое пособие состоит из 10 кругов, наполненных различными материалами: вата, песок, горох, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька) и сшитых между собой. Данное пособие направлено на профилактику плоскостопия у детей, а также для двигательной активности и тактильных ощущений.

Описание: Игровое пособие “Тактильные ладошки” Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 2 до 6 - 7 лет.

Обучающие и развивающие возможности пособия - развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка; - развитие тонкой пальцевой моторики; - развитие внимания, наблюдательности, памяти; - развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи; - развитие пространственных представлений; - развитие математических представлений и счетных умений; - развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно. В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.

Проект (младшая группа) по теме: Проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Работая в группе раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Т. к с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с др. стороны имеет самостоятельное значение т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения в д/с, в школе и для многих видов труда.

В соответствии с действующими федеральными госуд. требованиями в основной общеобразовательной программе д/с на 1 план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в образовательной деятельности «Познания» представлено «Сенсорное развитие» которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

Сенсорное развитие это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета - о их форме, цвете, величине и т. п.

Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по освоению образовательной области «Познание», развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей является сенсорное развитие.

В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи как обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, движения рук по предмету в процессе ознакомления с ним, нахождение сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями, формировать умение называть свойства предметов.

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность т. к. играя ребенку легче запомнить.

Значение сенсорного развития состоит в том что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Маленькие дети начинают открывать окруж. мир впитывая в себя потоки сенсорной информации. В период 1 года жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. В возрасте 2-3 лет в жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинает накапливаться представления о цвете форме величине и др. свойствах предметов. Важно что бы эти представления были разнообразными.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомления их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

1 этап – предэталонный происходит на 3 году жизни. Ребенок начинает называть треугольные формы крышами, про круглые формы говорит что это мячик. Т. е. при использовании одного предмета другой используется как образец.

2 этап – средствами восприятия выступают уже конкретные предметы. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины, т. к. она носит условный характер. Любой объект не может быть сам по себе большим или маленьким, он приобретает эти качества при сравнении с другим.

3этап – на 4-5 году жизни уже владея сенсорными эталонами дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра узнавая их оттенки.

На уровне восприятия происходит и ознакомление с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон – короткими и длинными.

Физическая культуру – это например использование разноцветных кеглей (изучение спектра цветов – обойди красную кеглю и т. д.)

Коммуникация – необходимо больше разговаривать с детьми, например что стоит у нас в группе – шкаф какой большой. Стульчик какой маленький и т. д.

Чтение художественной литературы – например сказка про машу и трех медведей где описаны размеры большой средний маленький.

Социализация – это разные виды игр. Во время игр детей приучаю выполнять элементарные трудовые поручения например: катя положи маленький кубик на большой, или посади большую куклу на большой стул и т. д.

Для сенсорного развития детей в моей группе создана развивающая предметная среда. У нас есть дидактической стол для игр с песком и водой. Детям очень нравится переливать воду из одного ведерка (красного) в другое (синее). Смешивать песок с водой и делать формочками разные фигурки. Есть уголок ряженья, где весят у нас фартуки, юбки, шапки разных цветов сшитые своими руками. При смене одежды у детей закрепляются представления о цвете (одела юбку красную, шапку зеленую и т. д.).

Так же есть у нас дидактический стол по сенсорике. Там у нас есть такие игры как – пирамидки разных размеров, лабиринты, пазлы, разрезные картинки 2 частей и из 4 частей и др. игры приобретенные в магазине. Работая в группе раннего возраста я изготавливала и создавала множество дидактических материалов для разных тем и игр по сенсорному развитию своими руками. Мой дидактический материал представлен в портфолио. Я старалась соблюдать эстетичность приготовленного дидактического материала. Это – чистые цветовые тона, приятная фактура. (Свой материал я опубликовывала на разных дошкольных сайтах за что получила свидетельства о публикации и принимала участие в ежемесячном конкурсе на лучшую дидактическую игру.)

Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели я использую способ повторения тех же занятий но применяя новый материал. Например – найди домик для кубика – найди домик для шарика.

Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что мы даем ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители. После общения с родителями на собрании выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не со всеми занимаются дома. Была организована консультацию для родителей на тему «сенсорное развитие детей раннего возраста», я делала выставку дидактических игр и пособий по предметно-игровой деятельности, которые можно не только купить в магазине но и сделать своими руками, например, подбери по цвету, собери «веселые бусинки», ширмы для театров, трек для шариков, шнуровка, и др. Создали для родителей небольшую библиотеку в которую подобрали книги по сенсорному развитию. (Воспитание сенсорной культуры ребенка. Сенсорная комната).

Родители прислушались к нашим советам и стали приносить материал созданный своими руками нам в группу – юбки сшитые своими руками, куклы с одежкой и др.

Диагностика по сенсорному развитию проводилась на основе диагностико-освоения программы. Использовала при этом дидактические игры т. к. они близки и понятны детям.

В 1 задании была поставлена игра Найди цветок для бабочки целью которой было выявить умение ребенка различать цвета по принципу такой же –не такой. называть их –красный желтый синий зеленый.

В 3 задании дид. игра собери пирамидку цель которой выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой маленький. Больше меньше, различать понятия один-много.

По проведению этих 3 заданий было выявлено что в начале уч. года не всеми детьми была освоена программа (был низкий уровень показателей, Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели я использую способ повторения тех же занятий но применяя новый материал, и уже к концу года уровень показателей повысился, но необходимо закрепление пройденного материала.