Психолого-педагогические условия развития творческого воображения старших дошкольников в театрализованной деятельности

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

Современная педагогическая наука рассматривает воображение как важнейшую сторону детского творчества. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

В решении задач, связанных с развитием творческого воображения ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.

Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует, что театральные постановки для детей и с их участием, осуществляемые первоначально в семье, играли важную роль в их развитии. Домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир.

Первый в мире постоянный театр для детей открылся в Москве 6 ноября 1918 года. Организатором и заведующей театром была Н.И.Сац.

В первом детском театре шли спектакли театра петрушек, театра теней, марионеток, балета. Их оформляли такие замечательные деятели искусства, как В.Фаворский, И.Ефимов, композитор А.Александров, балетмейстер К.Голейзовский.

Затем возникают детские театры в Харькове, Краснодаре, Санкт- Петербурге и других городах.

Появление детских театров явилось важнейшим событием не только в культурной жизни того времени, но и для всей педагогической общественности. В каждом театре была педагогическая часть, но вопросы, связанные с репертуаром, музыкальным и художественным оформлением спектаклей обсуждались коллегиально. Это позволяло, с одной стороны, учитывать интересы детей, особенности их восприятия, а с другой, - создавать высокохудожественные произведения. Благодаря этому союзу даже художники сцены должны были мыслить как педагоги, а педагоги –чувствовать силу искусства как художники. В результате наша страна приобрела уникальный опыт театральной педагогики, а театры средствами театрального искусства расширяли кругозор детей, помогали им вырасти людьми, любящими и понимающими искусство.

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста.

Актуальность темы театрализованной деятельности определяется следующими показателями:

  1. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;
  2. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
  3. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
  4. Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Цель исследования – выделить психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческого воображения старших дошкольников.

Объект исследования - творческое воображение старших дошкольников.

Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения старших дошкольников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы сформулировали следующие задачи :

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Разработать и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческого воображения старших дошкольников.
  3. Экспериментальным путем выявить особенности развития творческого воображения.
  4. Составить комплекс игр и упражнений, базирующихся на психолого-педагогических условиях развития творческого воображения старших дошкольников.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы. как:

  • анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
  • метод констатирующего эксперимента, определяющего уровень развития творческого воображения старших дошкольников;
  • анализ использования различных приемов и форм, развивающих творческое воображение в театрализованной деятельности.

Методологическую основу исследования составили:

  1. положения психологии о творческом воображении и его формировании в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец);
  2. концепция развития творческого воображения старших дошкольников (С.Л. Рубинштейн и др.);
  3. положения о специфике детского художественного творчества (Н.А. Ветлугина).

Структура квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.