Диагностическая карта к обследованию речевого развития детей 3-4 лет

«Обследуя — обучаем, обучая — обследуем»

Диагностическая карта и приложение к обследованию речевого развития детей  3-4 лет создана   на основе современного подхода к диагностике  развития детей младшего дошкольного возраста.

По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет  увеличилось количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состояние за отведенное время и  в необходимом объеме усвоить программу детского сада.  Они составляют 30-40% от общего числа детей дошкольного возраста,  которые нуждаются в специальных формах и методах  обучения.

В группу риска по всем этим показателям попадают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Одна из таких категорийдети с задержкой психического развития (ЗПР) .

К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз. Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.

Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях.

Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к  старшему дошкольному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в усвоении школьной программы. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии.

Проблема в том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормам. И этого факта уже вполне достаточно для того, чтобы познакомиться с проблемой ЗПР поближе.

Данная категория детей (ЗПР) нуждается в дифференцированной диагностике аномалии развития уже в раннем и дошкольном возрасте. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными оказывается коррекция и компенсация нарушений.

Проблема диагностики нарушений психического и познавательного  развития детей  отражена в трудах отечественных дефектологов: «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», под редакцией Стребелевой Е.А.[9], Забрамной С.Д. «Задания для первичного психолого- педагогического обследования ребенка» [7], Боряковой Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» [3].

Вместе с тем нет ответов на вопросы: как проводить обследования детей младшего дошкольного возраста, какой диагностический материал целесообразно использовать,  и  как определять критерии оценки для выявления уровня развития ребенка. Следует отметить  и тот факт, что во многих изданиях диагностического цикла имеет место перечисление отдельных тестов, заданий, которые не позволяют дать квалифицированную характеристику того или иного нарушения.

В данной работе мы представили диагностическую карту. которая включает в себя основные блоки исследования: медицинский (анкета  анамнестических сведений о ребенке), педагогический,  психологический и речевой (представленный в виде приложения), разработанную учителем – дефектологом и учителем – логопедом.

Анкета для сбора анамнестических данных

 Уважаемые родители!

Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие .

Ф.И.О.ребенка___________________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________________

Национальность_________________________________________________________________

Мать___________________________________________________________________________

(Ф.И.О. возраст родителей при рождении ребенка)

Отец____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. возраст  родителей при рождении ребенка)

Профессия и место работы (до рождения ребенка)_____________________________________

Наследственные заболевания родителей _____________________________________________

Наличие у родителей нервно – психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ________________________________________________________________

Данные о  речевых нарушениях у родителей и родственников ___________________________

Которые по счету роды____________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок __________________________________________

Ребенок родился на ______________________________________ неделе беременности (в N =40)

Масса тела при рождении ____________________ Рост при рождении ____________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции (грипп, ОРВИ), психотравмирующие ситуации, угроза выкидыша: 1-я половина, 2-я половина, прием лекарств во время беременности,   физические перегрузки, высокое / низкое давление во время беременности.)________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Протекание родов: роды продолжались __________________ часов:

*стимуляция родов (механическая, химическая, электростимуляция)_____________________

* роды стремительные (≈ 3 часа), досрочные, срочные, обезвоженные, кесарево сечение_____

*обвитие пуповиной,  ягодичное предлежание_______________________________________

Когда закричал ребенок: (сразу;    после шлепка;    после реанимационных мероприятий).

Характер первого крика новорожденного: громкий;  пронзительный;  хриплый; слабый;  не кричал

__________________________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ____________________________________________

Несовместимость по резус – фактору (отрицательный, положительный, совместимый)

________________________________________________________________________________

Кормление ребенка грудью: ребенка принесли кормить на ___ ________день:

(сосал активно;   кормили сцеженным молоком;  не хватало молока;  сосал очень лениво; «покусывал грудь»;  сосал только через молокоотсос;  быстро уставал и засыпал; отсасывал молоко у соска; отказывался брать грудь; требовал бутылочку с соской)__________________

При кормлении наблюдались: частые срыгивания; поперхивания;  захлебывания; вытекание молока через нос;  привычные рвоты_______________________________________________

Грудное вскармливание до ________ мес.; смешанное с _______ мес.; искусственное вскармливание с _______ мес.

Раннее развитие

Когда стал держать голову_________________________________________________________

Когда стал сидеть ________________________________________________________________

Когда стал ходить ________________________________ _______________________________

Когда появились первые зубы ______________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление __________________________________________________________(2м. 3м.,4м.,5м.)

Лепет ___________________________________________________________(6м. 7м. 8м.,9м.)

Характер лепета ______________________________________________________________

Первые слова _________________________________________________(1г. 1г.2м. 1г.5м,2г.)

Первые фразы ______________________________________________________(2г. 2г.6м. 3г.)

Перенесенные заболевания

( тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До года ______________________________________________________________________

После года:

До 3 лет _____________________________________________________________________

после 3 лет ____________________________________________________________________

Данные о нервно – психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время ( в соответствии с данными медицинской карты).

Отношение к ребенку в семье и характер воспитания дома (ограничивают ли родители речевое общение ребенка или, наоборот, стимулировали его)

____________________________________________________________________________

Занимались ли с  логопедом, дефектологом с какого возраста ___________________________

Результаты  коррекционной  работы ________________________________________________

Вся предоставленная информация будет строго конфиденциальна.

Спасибо за помощь!

Карта

обследования дефектологом ребенка, поступившего

в  учреждение компенсирующего вида