Система ранней диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга двух трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

В современной педагогике разработано и внедрено большое количество методик и пособий для развития речи дошкольника. Эти программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей, но рассчитаны они на среднего ребёнка (в то время как количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности, но не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

На базе имеющихся методик необходимо вырабатывать индивидуальный подход к развитию речи каждого ребёнка. Это возможно при осознании и овладении следующими принципами:

  • Знание возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
  • Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.
  • Тесная связь с логопедическими технологиями.
  • Сбалансированный охват всех сторон детской речи.
  • Осознанное отношение педагогов и родителей к речи детей.
  • Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Чтобы наша работа была плодотворнее и эффективнее, необходимо выявить реальные способности малыша, его сильные и слабые стороны. Именно для этого проводится индивидуальная диагностика, учитывающая особенности речевого развития современных детей и позволяющая выполнить социальный заказ их родителей, т.е. качественную подготовку к школе.

Уже ни у кого не вызывает сомнение, что раннее выявление проблем речи – путь к наиболее качественному результату в коррекционной работе. Но как наиболее грамотно и полноценно определить возможности детей? Ведь в силу психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких людей (родственников или взрослых, с которыми они проводят много времени). Многочисленные исследования доказали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребёнка. Учитель – логопед знает как формируется речь в норме, он может правильно организовать занятия, помочь педагогам и родителям проанализировать особенности общения с ним и выбрать наиболее эффективные стратегии для овладения новыми языковыми средствами. Именно это и является работой логопеда детского сада.

Для изучения семьи, ее особенностей и интересов, социальных установок для обеспечения полноценного развития ребёнка родителям были предложены анкеты и опросники. Анализируя и сравнивая которые, я отметила зачастую неправильную расстановку акцентов и неадекватную оценка детской речи (например: некоторых родителей не волнует незнание детьми элементарных этикетных слов, но вызывает большую тревогу отсутствие у двух-трехлетнего ребенка звука -р-).

Для проверки речевого развития педагогами, мной были разработаны индивидуальные речевые карты на каждую возрастную группу, начиная с 1 младшей. Для диагностики детей второго года жизни использовались методика Исениной "Изучение понимания речи" (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ).

В начале года я провела консультацию для воспитателей, на которой ознакомила с речевыми особенностями каждой возрастной группы, способами диагностики и критериями оценки.

Данные речевого обследования заносятся педагогами в таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ) и сдаются для обработки мне. Я анализирую полученные результаты "по вертикали" и "по горизонтали".

"По горизонтали" определяю сильные и слабые стороны речи каждого ребенка, которые сравниваю с речевой нормой и с результатами предыдущего обследования. На основании этого отмечаю индивидуальные достижения каждого ребенка, намечаю пути работы в детском саду и семье. Данная информация становится содержанием индивидуальных бесед с родителями, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в конфиденциальном порядке.

"По вертикали" мною определяются сильные и слабые стороны речевого развития всей группы в целом, а в конце года проводится сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ).

Воспитателям предлагаю использовать полученные результаты диагностики и мои рекомендации, как своеобразный план индивидуальной и подгрупповой работы по развитию речи. Конкретное содержание занятий педагоги отбирают самостоятельно, ориентируясь на:

  • результаты обследования развития речи;
  • рекомендации логопеда;
  • результаты анализа фронтальных занятий (для детей, не справляющихся с программой).

Работа по результатам диагностики на начало учебного года по возрастным группам

Второй год жизни

Так как на втором году жизни в “отстающих” оказались:

  • выполнение действий с разными предметами (низкий ур. - 31%);
  • выполнение движений по просьбе взрослого (низкий ур – 24%);
  • нахождение названных предметов/игрушек (низкий ур – 24%);

в октябре воспитателям были предложены следующие упражнения и игры: “Глазки, носики и ушки”, “Кто к нам пришел?”, “Ручками похлопаем, ножками потопаем”, “Покажи … /игрушку, предмет”, “Найди, где спряталась …”, “Заинька, поскачи”.

По этому же принципу давались рекомендации на каждый календарный месяц.

На конец года у нас не было ни одного низкого результата, дети удачно справились со всеми пробами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5 )

Первая младшая группа

Диагностика выявила следующие проблемы:

  • образование слов с уменьшительно – ласкательной формой (низкий ур – 94%, конец года – 40%);
  • образование существительных в родительном падеже (низкий ур – 60%, конец года – 20%);
  • подбор слов – определений (низкий ур. – 60%, конец года – 0%);
  • сочетание речи с действием (низкий ур – 54%, конец года – 0%);
  • определение направления звучащей игрушки (низкий ур. – 54%, конец года – 0%)

Работа по формированию речевых навыков детей

1 младшей группы в октябре

  1. Развитии плавного, длительного выдоха.

Упражнения: “Споем колыбельную мишке”, “Подуем на пушинку”, “Угадай овощ по запаху”, “Понюхаем цветочки”

  • Развитие артикуляционной моторики.

    Упражнения: “Поезд” (вытягивание губ трубочкой), “Медвежата едят мёд” (имитация “слизывания”), “Покормим птенчиков” (широкое открывание рта).

  • Развитие мелкой моторики.

    Проговаривание потешек с имитацией действий, игра “Погладим животных”.

  • Развитие чувства ритма.

    Упражнение “Музыканты” (слушать и повторять за воспитателем звуки музыкальных инструментов + имитация игры)

  • Развитие понимания речи.

    Упражнения “Поручение”, “Позови ласково”.

  • Пальчиковая гимнастика.

    “Ладушки”, “Поймай комара”, “Наши пальчики играли”, “В огород пойдём, урожай соберём”.

  • К апрелю низкий общегрупповой результат сократился с 40% до 6%.

    По остальным возрастным группам работа ведется аналогичным способом.

    Анализируя работу за текущий учебный год хочется отметить, что педагоги стали проводить диагностику более качественно и осознано, а работа по развитию речи ведется целесообразно и адресно, с учетом индивидуальных возможностей и проблем каждого ребенка.

    Список использованной литературы
    1. Гербова В.В. Казакова Р.Г. Кононова И.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Г.М. Ляминой. М. 1981.
    2. Громова О.Е. Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2–4 лет. Методическое пособие, стимульный материал. Сфера.
    3. Журнал “Дошкольная педагогика”2007/ноябрь.
    4. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. методическое пособие.- М. Мозаика – Синтез.
    5. Журнал “Логопед” 2006, №4; 2007, №6.
    6. Нищева Н.В. Организация Коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада. – СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
    7. Материалы Интернет сайтов.