Коррекционно-развивающие программы для детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА

"ВОЛШЕБНЫЕ ИСТОРИИ

ПЛАНЕТЫ МАГНОЛИЯ"(СКАЗКОТЕРАПИЯ) Курс занятий по программе Г.А. Азовцевой для детей 5-7 лет

Цель занятий: гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Занятия позволяют:
  • уменьшить страхи ребенка;
  • преодолеть застенчивость, трудности общения;
  • обучить детей умению расслабляться.

В программу занятий входят игровые дыхательные упражнения; подвижные игры и динамическая релаксация, причем играть в предлагаемые игры можно и в воображении.

В основу занятий положена программа по сказкотерапии Г. Азовцевой, которая представляет собой цикл из 10 сказок, объединенных общим содержанием и общей историей. Каждый сеанс-сказка длится 20 минут. Их захватывающее содержание поддерживает интерес ребенка к прослушиванию каждой следующей сказки.

Каждое занятие состоит из шести частей:
  • приветствие (знакомство в 1-м сеансе);
  • вводная беседа и объяснение происхождения запаха;
  • легенда или волшебная история;
  • релаксация – колыбельная;
  • подвижная игра;
  • прощание, музыкальная пауза.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО ПОДГОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

"СКОРО В ШКОЛУ" Автор-составитель: педагог-психолог В.Ю.Демидова,

Валеоцентр

Цель занятий: создание условий для естественного психологического развития ребенка, психологическая подготовка его к обучению в школе. Задачи:
  • развитие школьно-значимых умений и навыков;
  • развитие познавательных психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процессов общения;
  • развитие личностной и волевой сфер - формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе,
развитие произвольности психических процессов, саморегуляции - необходимых для обучения в школе;
  • формирование позитивной мотивации к обучению.
  • Адресат: дети 5,5 - 7 лет.

    Вопрос - нужно ли учить ребенка до школы? - давно потерял свою актуальность. Однако на вопрос, чему и как учить ребенка до школы, нет четкого и однозначного ответа, да и вряд ли он возможен. Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными, по-видимому, могут быть только индивидуальные программы подготовки.

    Предлагаемый курс занятий - это ступеньки подготовки ребенка к школе.

    Основными принципами подбора и построения развивающих игр и заданий стали доступность выполнения и последовательность усложнения, а также сочетание игрового и обучающего материала. Разнообразие используемых на одном занятии заданий способствует поддержанию интереса детей, а смена заданий позволяет предупреждать переутомление и пассивное отношение к заданиям. Игры для развития коммуникативных навыков расширяют и обогащают игровой репертуар детей, помогают им организовывать свою деятельность вне учебных заданий. Опыт участия в совместных играх может быть использован детьми на школьных переменах.

    Предлагаемые детям психокоррекционные сказки подобраны с учетом имеющих место быть в дошкольном возрасте проблем, направлены на поиск эффективных способов поведения и взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками, с окружающим миром. Сказки учат детей рефлексировать, "видеть", чувствовать другого человека, понимать переживаемые им чувства и состояния. Воздействие на чувства и мысли ребенка через метафору зачастую позволяет эффективнее "достучаться" до ребенка, способствовать его положительному нравственному взрослению, чем морально-поучительная беседа. Данная программа является результатом переработки многочисленной педагогической и психологической литературы, методических и развивающих пособий для работы с детьми дошкольного возраста.

    ПРОГРАММА

    "ТЫ, ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ" Курс коррекционно-развивающих занятий по формированию

    коммуникативных способностей у детей

    старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

    Предлагаемый курс занятий представляет собой систему игр и упражнений, направленных на формирование коммуникативных навыков, а также преодоление трудностей коммуникативного поведения. Задачи:
    • формировать у детей чувство принадлежности к группе, учить детей согласовывать свои действия со сверстниками – участниками совместных игр;
    • развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;
    • развивать навыки социального поведения;
    • формировать позитивное отношение к своему Я; положительную самооценку;
    • учить детей выражать свое отношение к другим людям;
    • формировать позитивное отношение к сверстникам;
    • способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
    • учить преодолевать эмоциональные трудности (застенчивость, замкнутость, тревожность) и нарушения поведения (агрессивность), препятствующие процессу общения.
    Адресат: дети 5 - 7 лет. Общение – одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Способность к общению включает в себя:
    • желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
    • умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
    • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

    Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – воспитателями и родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше трудностей будет у него в будущей жизни. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь наладить ребенку отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал препятствием на пути развития личности.

    Предлагаемая программа создает безопасное пространство для развития коммуникативных навыков, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

    ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

    Индивидуально-ориентированная образовательная коррекционно-развивающая программа «Расти, малыш!» для детей 3 – 7 лет является комплексной и направлена на содействие росту и развитию ребенка. В названии программы заложены составляющие, успешная реализация которых будет способствовать благоприятному росту и развитию ребенка.

    Период дошкольного детства является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей жизни. Этот период обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем общих и специальных знаний и навыков, освоения различных видов деятельности.

    Перед ребенком дошкольного возраста стоит глобальная проблема – освоение реальности жизни. На решение разнообразных, взаимосвязанных и взаимодополняющих задач постижения бытия направлена энергия ребенка, ориентируемая логикой онтогенеза.

    Поскольку важнейшими составляющими бытия человека являются три сферы - окружающий мир, другие люди и он сам, - можно с достаточной долей условности выделить три вектора развития: «Я (Кто я? Какой я?)», «Я и окружающий мир», «Я и другие». Помимо этого для ребенка-дошкольника весьма важно исследование своих возможностей, состоятельность в различных сферах. Поэтому к трем вышеназванным целесообразно добавить четвертый вектор, имеющий большое значение для формирования субъектности ребенка - «Что я могу?».

    Таким образом, можно выделить четыре области проблем (задач) развития ребенка-дошкольника:
    • Кто я? Какой я? – круг проблем самоощущения ребенка, отношения к себе.
    • Я и окружающий мир - восприятие ребенком окружающего мира, его постижение и освоение.
    • Я и другие – взаимоотношения ребенка с близкими, сверстниками, взрослыми.
    • Что я могу? – состоятельность ребенка в разных жизненных сферах.

    Бэби курс

    "За ручку с мамой"

    Цель курса:
    • всестороннее гармоничное развитие ребёнка, раскрытие потенциальных способностей;
    • обучение родителей приёмам эффективного взаимодействия (развивающего, поддерживающего) со своим ребёнком.
    • создание предпосылок для безболезненной адаптации и социализации ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение.
    Адресат: дети 2-3 лет и их родители.

    В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье.

    Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до трёх лет и умеют найти адекватные пути педагогического воздействия на них.

  • И взрослый, и ребёнок - полноправные участники. Родитель – эмоционально поддерживает и одобряет успешные действия ребёнка.
  • Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу ведущего. Взрослый находится рядом с ребёнком и помогает только в том случае, если ребёнок не справляется самостоятельно.
  • Никакого принуждения к выполнению игры или задания. Если ребёнок не хочет что-то делать или играть, мама всё выполняет вместе с остальными участниками, тем самым показывая пример. В это время ассистент присматривает за ребёнком.
  • Один и тот же материал для занятий может использоваться многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению какого-либо действия.