Игровая мотивация как одно из средств развития логическогомышления дошкольников .

Авторы:Заворина Наталья Юрьевна.Панченко Татьяна Алексеевна. Государственное дошкольное учреждение «Ясли - сад N 3», г. Семей, Республика Казахстан.

Человек, вооружённый знаниями, - непобедим.

(М. Горький)

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания.

Нет никакой необходимости подробно говорить о роли игры в жизни ребёнка. Значение игры Альберт Эйнштейн оценивал следующим образом: «Теоретическая физика-это детские игрушки по сравнению с игрой». Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.

С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра-это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Наш детский сад санаторного типа и одним из приоритетных направлений работы нашего педагогического коллектива являются здоровьесберегающие технологии. Параллельно для развития полноценной и всесторонней развитой личности развиваем интеллектуальное развитие дошкольника. Мы работаем над развитием логического мышления детей, над развитием познавательной активности любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Для каждой организованной учебной деятельности продумываем игровую мотивацию с целью вызвать у детей интерес к занятию, создать состояние увлечённости, умственного напряжения и направления усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков. Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом учитываемследующие условия:

1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной;

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы;

4. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным;

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него;

6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников;

7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.

Игровая мотивация как одно из средств развития логического мышления дошкольников

Основой формирования данного опыта послужила предыдущая тема по направлению группы: «Роль дидактической игры в развитии математическихспособностей детей», «Знающий поборет тысячи». Проследив эффективность использования игры в развитии математических способностей, было принято решение более углубленно изучить влияние игры на развитие способностей детей, а именно на логическое мышление, на развитие умственных способностей.

Цель. Формирование интеллектуальной мотивации дошкольника

по средствам развития логического мышления.

1.Создавать условия для полноценного развития детей.

2.Способствовать росту зоны ближайшего развития, повышение зоны актуального развития детей дошкольного возраста.

3.Внедрять в воспитательно-образовательный процесс новые формы развития дошкольников.

Актуальность:

Развитие интеллектуальных способностей:

1.. Работа в режиме не только обучения, но и в режиме развития

2.Для нового витка информации, технологизации общества требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении:

«Ум хорошо устроенный, стоит намного больше, нежели ум хорошо

наполненный»

3. Реализация требований, которые заложены в Законе РК «Об образовании»:

«…обеспечить условия для самореализации и самоопределения личности…

реализация права ребенка на свободный выбор деятельности, мнений, рассуждений».

Исходя из цели деятельности – создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению, опираясь на требования «Государственного стандарта» определяются следующие задачи:

1.Создание условий для развития логического мышления;

2.Развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

3.Развитие интеллектуальных способностей.

Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

В связи с этим в группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток.

Так же одним из условий развития логического мышления является развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

Прежде ребёнка нужно научить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев. Поэтому для развития всех мыслительных операций проводится такие игры, как:

  • Отгадай-ка;
  • Магазин;
  • Отвечай поскорей;
  • Назови три предмета;
  • Сложи фигуры;
  • Что лишнее и почему и др.

Одним из условий развития логики является формирование речи как средства общения. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности, закрепленные в словах. В связи с этим подобраны такие словесные игры как:

  • Скажи наоборот;
  • Назови, одним словом;
  • Часть – целое;
  • Логические концовки;
  • Сравни.

С учётом указанных выше условий был составлен перспективный план, в котором представлены задания от разных сказочных героев.

Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:

- Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;

- Проведение бесед;

- Организация совместных мероприятий.

Поскольку развитие логического мышления и других познавательных процессов у дошкольников вызывает интерес у педагогов, провели консультации: «Что такое логическое мышление. Законы логического мышления», тренинг для педагогов по развитию логического мышления, семинар «Значение занимательного материала для развития логического мышления дошкольников».

Таким образом, логика, пусть не в чистом виде, а в виде простей-

ших ее форм и в приемах имеет весомое место в дошкольной системе

образования.

    • Как определить и развить способности ребенка./Под ред. В.М. Воскобойникова.
    • Страунинг А.М. Методы активизации мышления.
    • Шустерман М.Н. Шустерман З.Г. Думаем, изобретаем, открываем мир. Книга для воспитателей детских садов и родителей.
    • Барташникова И.А. Учись играя.
    • Волина В.В. Занимательная математика для детей.
    • Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей.
    • Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников.
    • Носова Е.А. Непомнящая Р.Л.Логика и математика для дошкольников.-
    • Поддьяков Н.Н.,Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.
    • Щаева О.А. Развиваем логику у дошкольника.
    • Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества.