Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию старших дошкольников «Давайте говорить правильно»

I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность парциальной образовательной программы

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.

Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения и культуры.

Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.

Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей, неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие ребёнка.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Парциальная программа дошкольного образования «Давайте говорить правильно» (далее Программа) носит интегрированный характер, основана на материале, отражающем особенности развития диалогической речи дошкольников.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель: обогащение речевого опыта ребенка как средства общения и культуры на основе поведенческих проявлений в диалоге.

Задачи:

1. Формировать представления детей о речевых (вербальных и невербальных) средствах общения в процессе построения различных речевых высказываний, интерактивного взаимодействия с собеседником;

2. Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

3. Воспитывать потребность в общении, умение управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила общения.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы

Основополагающими подходами, осуществляемыми в процессе реализации программы являются:

1) культурологический подход (учёт интересов и коммуникативных потребностей ребёнка, способствует принятию взрослого как главного носителя культуры, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) ;

2) системно-деятельностный подход (реализация потребности в коммуникативной деятельности, направленной на запланированный результат, достижение цели и оценки, как результата, так и процесса деятельности; деятельность выступает в роли средства субъектности ребенка) ;

3) аксиологический подход предполагает формирование у детей общечеловеческих ценностей (добро, справедливость, ответственность, чувства принадлежности к ближайшему социуму.

Содержание программы основано на следующих принципах:

1) принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми (построение образовательного процесса в соответствии с личностными особенностями каждого воспитанника) ;

2) принцип культуросообразности – введение детей в культуру диалога (знание и выполнение основных правил поведения в диалоге, а также употребление средств речевого этикета) ;

3) принцип эстетизации развивающей среды и участия детей в преобразовании действительности – активное участие детей в организации и проведении игр-импровизаций, театральных и режиссерских игр с придуманными сюжетами, праздников (разработка диалогов, реплик, спектаклей, дизайнерская деятельность, художественно-музыкальная деятельность, бытовая деятельность (красота и гармония в быту) .

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

Программа рассчитана на реализацию в группах старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и основывается на особенностях развития дошкольников указанной возрастной группы.

На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Речь становится средством общения и культуры, нормой является правильное произношение звуков. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Обогащенный опыт общения со взрослыми и сверстниками позволяет ребенку более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки, появляются элементы самостоятельного представления о себе и оценивания себя, своих действий и внешних качеств. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Происходит стремительное развитие внеситуативно-личностной формы общения ребенка, обусловленной его опытом в игровой деятельности.

В своей речи старший дошкольник использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). Для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. точно используют слова, объясняют малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).

В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать, активно используя различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. Знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным, умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т. п.). Старший дошкольник достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста Программы

Достижения детей в результате освоения Программы, проявляются:

1) в умении вступать в диалог с окружающими различными способами (четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения, слушать и слышать партнёра, проявлять активное ответное отношение и т. д.) ;

2) в навыках «считывания» эмоционального состояния героя, сочувствия и сопереживания, сорадования;

3) в умении использовать в сочетании репродуктивную и продуктивную речь и творчески переносить усвоенные образцы в самостоятельную речевую практику;

4) в потребности использовать в речи выразительные средства (мимику, жесты) при организации театральных игр, пересказа по ролям, инсценировки прозаических литературных произведений и режиссерских игр по мотивам произведений;

5) в потребности в общении и навыках вовлечения в коммуникативную деятельность сверстников, членов семьи.

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы

Развитие диалогической речи в содержании примерной основной образовательной программы «Из детства в отрочество» определено программными задачами. В качестве основных методов развития диалогической речи в ДОУ используются разговоры и беседы с детьми. Между тем, не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию дошкольников, в данном разделе работы существуют определенные проблемы. Наблюдения за детьми выявили, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. Существуют недостатки в развитии связной речи. Содержание парциальной программы разработано в контексте инвариантной части образовательной программы, но направленно на развитие диалогической речи дошкольников как социально – значимой формы общения. Именно диалогическая речь является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

Изучение в процессе наблюдения и анализ уровня развития коммуникативных умений ребенка. Заполнение карты наблюдения.

«Семейный фотоальбом группы», представленный «семейными страничками», отражающими детей в образе различных сказочных героев, детские праздники.

Миниконкурс исполнительского и творческого мастерства «Здравствуйте, это я! »

Книга сказок «Сочиняем сказки», содержащая продукты литературного сочинительства детей и их иллюстрации к сказкам.

Создание кукольного театра «Волшебные сказки».

Выставка семейного сотворчества «Книжки - малышки» различной тематики.

Показ спектакля «Гуси- лебеди».