Выступление на семинаре для воспитателей: «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные  игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.

Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.

Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Опыты и эксперименты (младшая группа) по теме: Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

Вопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей; в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.        Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Просмотрев диагностики предыдущих лет, я заметила, что никакого сдвига в области развития мелкой моторики пальцев рук отмечено не было. Уровень развития оставался низким, поэтому меня сразу заинтересовала эта тема. Я обратилась к разным источникам для углубленного изучения данной проблемы, потому что  с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи и других психических процессов (внимания, мышления, памяти). Это – основные условия успешного обучения.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое), много другого нестандартного оборудования.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и другое.

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа  и использование нестандартного оборудования по развитию мелкой моторики пальцев рук  у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

       Цель: Развитие психических процессов и координации движений мелкой моторики рук через использование нетрадиционного оборудования, а также развитие творческого потенциала детей с помощью нестандартных игр.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством нестандартных дидактических игр и игрушек.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.         К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Систематические игры и упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают мощный толчок детям к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся, более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.         Нетрадиционное использование предметов, стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

2.Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

3.Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулирует развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Функция руки универсальна и уникальна. В.А.Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находиться на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умней. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга, движения пальцев рук стимулируют развитие ЦНС и других психических функций (мышления, памяти, внимания). По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи, памяти, внимания, мышления.

По мнению философа И.Канта: «Рука – это мозг, выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».  Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.  Сейчас многие операции автоматизированы.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, стимулирования ЦНС, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и застегивать молнии, кнопочки и многое другое.         Дети любят  махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже, с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослого); - игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, наливать – выливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстие и т.д.;

Мелкую моторику рук также укрепляют физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, на лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.  Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на развитие мелкой моторики.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы:

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

К.Д. Ушинский писал: « Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями…». Важными факторами  для развития мелкой моторики являются последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания  и раздевания закрепляем умение расстегивать и застегивать пуговицы, развязывать шнурки.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические игры, сделанный мною, имеют привлекательный внешний вид:  приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр  и игр с использованием нестандартного оборудования, использую следующие методы:

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его рассмотреть.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить действия с использованием нестандартного оборудования.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; - использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.         Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме: И.А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», а также журнал «Дошкольное воспитание».

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.

Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, изготовлены  игры и пособия для развития мелкой моторики,  побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей и развивают другие психические функции (внимание, мышление, память). Для индивидуальных занятий  с детьми использую песочную терапию, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рождения куклы Маши». В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами,  конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.

Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями. Работу с детьми проводила по следующим направлениям:

Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Очень важны эти игры для развития творчества детей.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами. «Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.        Так же хорошо развивают мелкую моторику пальцев рук и дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинала  обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Например: «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и т.д.

Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например:

Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и одеть снова.

Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка. Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения различать форму, величину, цвет, овладевают разнообразными новыми движениями. Особенно интересно детям раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова. Моя задача – поддержать это стремление, организовать общение ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала проводить  с детьми  с 1 младшей группы. В группу приходили  дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Навыки самообслуживания у малышей я начала формировать под воздействием развития у детей  общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу.  Для  диагностирования было взято 15 детей в возрасте 2-3 лет.  Диагностику в начале года проводила по следующим критериям:

1.Упражнение «Фонарики» - поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет "раз-два". На "раз" пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.  На "два": пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом - сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Результаты неутешительны, у большинства детей  наблюдается не полная амплитуда движений, мелкая моторика развита плохо.

В связи с этим стала применять пальчиковые игры, песочную терапию. К середине учебного года провела диагностику, чтобы посмотреть улучшились ли результаты. Результаты  оставались почти на том же уровне.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями. Я стала задумываться над изготовлением пособий, которые могли бы привлечь внимание детей и улучшить их результативность. Все яркое, красочное, необычное привлекает детей в младшем возрасте. Поэтому я пришла к выводу, что дидактические игры должны быть необычными (нестандартными), интересными для детей.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила  вместе с родителями обсудить, какое оборудование могли бы мы сделать и из чего, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

3.Формировать мелкую моторику с использованием различных настольных и пальчиковых игр, игр с использованием нестандартного оборудования.

Родители заинтересовались моей идей сделать нестандартное оборудование своими руками, предлагали помощь в решении той или иной задачи. Стали переносить опыт по развитию мелкой моторики пальцев рук с использованием нестандартного оборудования для своих детей, чтобы заниматься с ними дома. Так же приносили подсобный материал для изготовления нестандартного оборудования (прищепки, пуговицы, шнуровку, киндер сюрпризы и т.д.).

Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».

В родительский  уголок  помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по данной теме.

Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне» (Приложение № 3). Этим я старалась довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Они должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания  сложные.

Цель: развивать и корректировать нарушения дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых.

В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности, закрепление основных цветов.

Ход игры: Дети совершали манипуляции с шариками, что способствовало развитию тактильных ощущений, мелкой моторики. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья.

Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).

Ход игры: Раздаю детям небольшие кусочки поролона и предлагаю спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!».

Для запускания волчка требуется особый навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребёнок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

Что у солнышка есть еще? (ротик, глазки). Что же нашему солнышку не хватает (лучиков). А лучиками нам послужат прищепки (желтого и красного цвета). Вот и солнышко заулыбалось, расправило свои лучики.

Свою работу проводила в соответствии с перспективным планом (Приложение №1). В конце учебного года провела очередную диагностику.

Исходя из результатов диагностики, я продолжила изготавливать нестандартное  оборудование. С помощью родителей  было создано еще несколько дидактических пособий с более сложными целями и задачами, для развития мелкой моторики пальцев рук.

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

С переходом во 2 младшую группу я усложнила некоторые игры и познакомила детей с новыми играми с использованием нестандартного оборудования.

Играя в дидактическую игру«Волшебные колпачки». где  дети сначала учились просто откручивать колпачки, а потом устанавливали их в соответствии с образцом:

Цель игры: формировать у детей пространственный ориентир; закреплять основные цвета; развивать мелкую моторику пальцев рук, умение выполнять задание по образцу; развивать мышление, внимание, память.

Детям  я предлагала переставить крышечки в соответствии с образцом, для этого крышечки нужно выкрутить, а потом уже расставлять по образцу. В первой младшей группе я предлагала детям  только откручивать крышечки и прикручивать их на место. Во второй младшей уже дети самостоятельно ставят крышечки по образцу.

Цель: развивать координацию обеих рук, мелких движений пальцев рук, зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение;  закреплять основные цвета.

Ребенку дается возможность познакомиться со шнуровкой в различных вариациях. Создавать незамысловатые фигурки.

Дети очень увлечены этой игрой, особое удовольствие доставляет то, как дети своими маленькими пальчиками продевали шнурочки в одно отверстие, а потом еще в одно и т.д. создавая незамысловатые фигурки, а потом  радовались полученному результату.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять в речи детей основные цвета; развивать у детей фантазию; воспитывать усидчивость, формировать желание играть в настольные игры.

Я ставлю  перед ребенком деревянную основу и даю ему резиночки. Затем показываю, как нужно выполнять действия (двумя руками натягиваем резиночку и одеваем на два гвоздика). Начинаем с простых заданий и переходим к более сложным. В конце игры оцениваются успехи детей.

«Разноцветные втулки». где ребенок не только закрепляет основные цвета, мелкую моторику пальцев рук, в этой игре развивается зрительное восприятие.

Цель: учить детей различать  основные цвета, упражнять в раскладывании втулок соответствующего цвета в свое гнездо, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Я  предлагаю детям дощечки покрашенные в два разных цвета (3-4), втулки поставлены в хаотичном порядке.  Ребенку надо поставить втулку определенного цвета на половинку дощечки того же цвета.

Цель: развивать психические процессы (мышление, внимание, воображение, восприятие), координацию зрительных и тактильных анализаторов, мелкой моторики. Активизировать речь.

Я предлагаю  детям поиграть в лабиринт, с несколькими входами. Необходимо взяв в руки маленький мяч и перебирая пальчиками, быстро прокатить его через  весь лабиринт, как можно точнее, не касаясь стенок, найти короткий путь к центру лабиринта.

Цель: развивать эмоциональную сферу, мелкую моторику пальцев рук, закреплять основные цвета, создать эмоционально - положительный настрой.

Дети, когда видят это дерево – сразу бегут смотреть: какое  яблоко «созрело», пытаются отгадать, о какой эмоции будем говорить. После  этого проводиться беседа и рассматривание картинок с лицами людей. Так же дети могут срывать яблочки и вешать их на место.  Яблоки красного цвета разного наполнения – горох, песок, скрепки и т. д. Они  звучат и используются для развития сенсорики, слуховой памяти.

Рассказываю детям о состоянии погоды, сопровождая рассказ пристегиванием модулей. Прошу детей рассказать о погоде за окном, отражая свой рассказ на панно.

На панно пристегиваю модули одного времени года. Предлагаю детям отгадать, какое время года изображено на панно.

Работу проводила в соответствии с перспективным планом (Приложение №1). К середине года провела диагностику, для выявления результатов проделанной работы.

Диагностика показала, что я на правильном пути. В дальнейшем буду продолжать свою работу в этом направлении, совместно с родителями продолжать создавать предметно-развивающею среду, создавать дидактические пособия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей,  педагогов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования,  у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.         Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное». Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования (уже сейчас совершенствую процесс изготовления кукол,  на одежду которых, будет пришиты различные приспособления на развития мелкой моторики), общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

2.Разработать еще несколько дидактических игр на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук.

2.Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст]: / С.Е. Большакова– М. ТЦ Сфера, 2006.

7.Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». – «Детство-пресс», 2013.

                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук с     использованием нестандартного оборудования.

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы - комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы).

Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук   с использованием нестандартного оборудования.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику пальцев рук, закреплять в       речи детей основные цвета, развивать у детей фантазию, воспитывать усидчивость, формировать желание играть в настольные игры.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Учить ребенка определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, развивать речь ребенка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: учить детей различать  основные цвета, упражнять в раскладывании втулок соответствующего цвета в свое гнездо, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. Д/и сухой бассейн «Цветок».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: развивать координацию обеих рук, мелких движений пальцев рук, зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение;  закреплять основные цвета.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Сжимать обе ладошки в "замочек".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого. Дидактическое пособие «Дерево настроения».

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ: Развивать эмоциональную сферу, мелкую моторику пальцев рук, закреплять основные цвета, создавать эмоционально - положительный настрой.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.