Методика развития связной речи

Все задачи развития речи детей дошкольного возраста не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи. В процессе обучения все качества связной речи выступают во взаимосвязи. Процесс построения связного высказывания имеет несколько этапов. Прежде чем начинать высказывание, надо иметь план или содержательный замысел, т.е. ребенок должен отчетливо представлять себе, о чем он будет говорить. В ходе исследований, когда ребенку давали литературный текст, он имел дело с готовым содержанием в наилучшем речевом оформлении. Ребенок программировал последовательность высказывания, он мог пользоваться теми словами и выражениями, которые ему были предложены, или выбрать свои, но так, чтобы они не противоречили смыслу содержания произведения.

Задача пересказать текст не создает ситуации коммуникативности. Перед ребенком осталась чисто учебная задача – учиться пересказывать, чтобы уметь правильно говорить. Высказывания детей носили чисто информационный характер, они передавали основное содержание текста, но совершенно не задумывались над формой изложения.

При передаче самостоятельного текста ставилась другая задача – придумать содержание и найти соответствующую форму именно для этого содержания.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве [№ 5, стр.61].

Т.А. Ладыженская рассматривает связную речь учащихся с точки зрения таких присущих ей характеристик, как функции, формы, виды, функционально – смысловые, функционально – стилистические и композиционные формы речи.

Функции речи – это средство общения с людьми и средство познания мира. Затем в более старшем возрасте развивается речь, которая используется для планирования совместной деятельности как средств приобщения к определенной группе людей.

Формы речи – это устная и письменная речь. До трех лет речь детей, как правило, ситуативна, но затем развивается и контекстная форма речи. В дошкольном возрасте ребенок в основном овладевает разговорным стилем. В школе ученики овладевают книжным стилем письменной речи, научным стилем изложения с учетом обстоятельств и назначения высказывания.

Виды речи – диалог, монолог. Вначале ребенок овладевает диалогической речью, затем в его речи появляются элементы монологической речи.

Если рассматривать типы текстов, композиционные формы, то можно отметить, что в речи детей появляются элементы описания, повествования, рассуждения, причем все эти типы могут встречаться в одном высказывании.

Т.А. Ладыженская подчеркивает необходимость «специальной отработки тех умений, которые лежат в основе умения создавать текст и которые получили название коммуникативных» [? 4, стр. 196].

М.Р.Львов дает такое определение связной речи: «Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию, обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты [Львов стр. 72].

Современная методика развития речи, подчеркивает М.Р.Львов, требует работы над простейшими типами текста: описанием, повествованием, рассуждением. В методике обучения русскому языку подчеркивается роль преемственности и перспективности, которые определяют перспективность и систематичность учебно-воспитательного процесса.

Прежде всего соблюдение преемственности и перспективности, отмечает М.Р.Львов, «требует единого принципиального подхода к обучению, единых исходных позиций в обучении родному языку» [?7 стр. 4].

Н.А.Пленкин, изучая развитие связной речи у учащихся, пишет, что реализация принципов преемственности и перспективности «определяется системой работы, когда каждый ее тап опирается на прошлое и в то же время сам служит опорой для будущего» [? 8, стр. 102].

В содержании работы по развитию речи стало четкое выделение собственно речевых, языковых задач: усиление работы над смысловой стороной слова, выделение конкретных задач по воспитанию звуковой стороны речи и формированию грамматического строя речи.

Основная задача проводившихся в 1976 -1980 годах исследований состояла в том, чтобы совершенствовать содержание и методы развития речи дошкольников в детском саду.

Во всех возрастных группах проводилось по одному занятию в неделю, поэтому каждое занятие строилось комплексно.

Конспекты занятий по развитию речи включали новое содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младших и последующих возрастных группах, были разработаны игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности. При этом учитывались преемственность, постепенное усложнение материала, его повторение.

Экспериментальные исследования, посвященные развитию лексической стороны речи детей, позволили значительно обогатить работу над семантикой, смысловым содержанием слова, наметить пути преодоления такого подхода, когда основное внимание уделяется количественному росту словаря, увеличению его объема.

В отношении формирования грамматического строя речи главной задачей совершенствования программного содержания и методики явилось усиление роли грамматической работы с детьми. Главным здесь должно быть формирование грамматических правил. Важной задачей также явилось обучение составлению разных типов предложений в развернутом высказывании.

При построении занятий задания, направленные на развитие связной речи, тесно связывались с заданиями по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи: при пересказе литературного произведения, рассказывании по картинке или об игрушке, а также при самостоятельном рассказывании.

Проведенные исследования выявили скрытые резервы занятия как основной формы обучения родному языку и развития речи детей в детском саду. Было показано, что основным условием оптимизации образовательной работы на речевом занятии является установление взаимосвязей фонетической и лексико-грамматической работы с обучением детей связной речи и рассказыванию. [№11, стр. 56].

А теперь рассмотрим некоторые методы развития связной речи.

Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения.

Разговор в детском саду чаще охватывает маленький коллектив, что дает возможность большого индивидуального воздействия на ребенка. Это позволяет педагогу установить контакт с ребенком, влиять на развитие речи, мышления детей, помочь в затруднительный момент советом и пр.

Задачи формирования умений в области разговорной речи очень широки и разнообразны. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность), а также ряд навыков поведения.

Разговор сопровождает все виды деятельности детей.

В младшем возрасте важно путем разговорной работы закрепить потребность охотно выражать свои мысли, чувства в слове, потребность делиться ими с товарищами и воспитателем. Речевая активность и умение разговаривать воспитывается в основном в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Большое значение имеет коллективный разговор. Он помогает сблизить детей, формирует их поведение.

В средней и старшей группе разговор используется гораздо шире: и как средство контакта, взаимопонимания и взаимопомощи, и как средство расширения детского кругозора и обмена опытом. В старших группах усложняется тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Большое внимание уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. Они должны уметь выслушивать, дополнять и поправлять собеседника.

Беседа является средством коллективного общения. Она выявляет опыт ребят и делает его коллективным достоянием; объединяет ребят на общих интересах, помогает учету и планированию коллективной работы; систематизирует и уточняет опыт и представления детей. Беседа как метод объяснения практикуется в основном в старших и подготовительных группах.

• Начало беседы. Цель его – вызвать, оживить в памяти детей полученные раннее впечатления, связать уже имеющиеся и частично приобретенный опыт с предыдущим или повторным. В начале беседы желательно сформулировать тему (цель) предстоящего разговора, обосновать ее важность, объяснить детям мотивы ее выбора.

• Основная часть. Она может быть разделена на несколько частей, микротем. Каждая часть соответствует законченному разделу темы. Вначале выявляется наиболее трудный и значимый материал. Во время беседы совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщения. Ребенку необходимо следить за ходом беседы, не уклонятся от темы. Беседа требует от ребенка умственной активности: надо слушать, понимать, соображать. В процессе каждого этапа педагог использует комплекс разнообразных приемов, стремится заключительной фразой обобщить высказывания детей и сделать переход к следующим микротемам.

Данная разговорно-беседная форма доступна всем возрастам, начиная с младшего до школьного.

• Конец беседы. Он краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы должна быть наиболее эмоциональной, практически действенной: рассматривание картинок, пение, чтение художественного текста.

Длительность беседы является крайне важным вопросом. Проводящаяся с малышами беседа должна начинаться с 2 -3 минут. Затем она удлиняется и становится более организованной. В средней группе беседа может иногда заходить до 10 минут, в старшей – до 15 минут, в зависимости от материала и заинтересованности детей. [№ 9, стр. 77]

Дидактические игры на описание проводятся после нескольких занятий обучения рассказыванию, так как важным условием игры является активное участие всех детей, определенный ритм, свободное владение материалом.

Большинство игр на описание имеют четкие правила, с которыми предварительно знакомят детей.

Распространенными приемами обучения рассказыванию в играх является образец рассказа и план рассказа, так как часто рассказ-описание включает в себя дополнительные элементы. Предметы и игрушки должны быть подобраны в соответствии образам.

Обучение рассказам по памяти начинается с начала года в старшей группе. Более легкие темы — из общего, коллективного опыта. Этот вид рассказа требует произвольной памяти. Лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах.

Специфичным занятием, где дошкольники встречаются с необходимостью достоверно, понятно и кратко рассказать о своем опыте, является составленное письмо. Переписка детей под руководством педагога – важное средство нравственного и умственного воспитания. В младших группах составление письма – коллективная деятельность, общий разговор, из которого педагог выбирает и записывает отдельные фразы, высказывания. Коллективное составление письма облегчает воспитателю формирование у детей очень важной способности отбора лучшего, наиболее подходящего варианта фразы или более крупной части текста. [№ 11, стр. 9]

Рассказывание по воображению качественно отличается от предыдущего, так как строится на иной психологической основе – на воображении. Если функция памяти – сохранение полученного опыта, то воображения – его преобразование. В образах воображения, в новых комбинациях синтезируются представления памяти, усвоенные раннее знания, что предполагают достаточное развитие аналитико-синтетической деятельности мозга. У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение. В практической деятельности воссоздающее воображение проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте в играх, рисовании, лепке. В словесной деятельности оно возникает в конце 6 года и на седьмом году жизни.

Для развития любой творческой деятельности дети нуждаются в показе способов действия. Существует ряд обучающих приемов для развития творческого воображения и инициативы детей при составлении творческих рассказов.

Наиболее легкий для детей прием — предложение нескольких вариантов развития сюжета. Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые предложил воспитатель, а потом придумывают свои.

Завершение детьми рассказа, начатого воспитателем, также хороший прием для развития воображения.

Активизируют воображение и речь детей и такие приемы: дифференцировка темы применительно к лицу рассказчика, включая в рассказ прямую речь героев; сюда можно отнести и рассказы инсценировки, которые придумывают сами дети.

Умение придумывать рассказ закрепляется на занятиях с раздаточным материалом. В качестве последнего можно использовать детские сюжетные картинки, рисунки, фотографии из жизни детей, открытки. [№ 2,стр.54].

Рассказывание по восприятию имеет большое значение на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развивается такие сложные психические процессы, как мышление, воображение.

Занятиям на описание игрушек (предметов) должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на котором дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. Ведущие приемы обучения – образец описания, которое дает педагог, план рассказа, пересказ.

В старших группах такие занятия проводятся реже, а игрушки подбирают более сложные.

Повысить интерес к рассказыванию помогают такие приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые две-три игрушки и рассказать о них самому или позвать для рассказа любого из детей.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы, орудия труда и др.

Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины, специально созданные для детских садов. Полезный наглядный материал в старших группах – рисунки и аппликации детей, слайды, фотографии из жизни, в том числе их портреты.

На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины. Кроме того, ребенку необходимо воссоздать в памяти реальные качества изображаемых предметов, а если картина сюжетная – установить связи между объектами, персонажами.

Опираясь на теоретические положения о взаимосвязи всех сторон речевого развития детей, требованиях к речи детей, о направлениях исследований по развитию связной речи, о преемственности вопросов обучения родному языку, рассмотрим аспекты разных речевых задач с развитием связной речи и преемственности этих задач от младшей до подготовительной к школе группы.