Каталог статей

Шувалова Ольга Евгеньевна – педагог-психолог Центра диагностики и консультирования»Диалог».

Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение в основном познавательного развития детей. Это привело к недопустимому ущемлению ценностных природно-заданных форм личностной жизни дошкольников. Специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир дошкольников позволит отойти от стихийности и фрагментарности в этом вопросе. Отсутствие целенаправленности в эмоциональном развитии дошкольников послужило созданию в последние годы программ социально-эмоционального развития детей.

Эмоциональное развитие – педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, их социализацией, творческой самореализацией, введением в мир культуры – культуры взаимоотношений, мировосприятия, самовыражения. Данный процесс направлен на целенаправленную воспитательную работу с эмоциями, последовательное обогащение эмоциональных проявлений детей в игровой, коммуникативной и познавательной деятельности.

Навыки эмоционально-социального общения приобретаются в основном в процессе практической деятельности, поэтому формирование таких навыков является профессиональной компетенцией психолога, педагога и воспитателя. Сложный процесс формирования личности нельзя представить воле случая. Надо помочь ребёнку усвоить нормы нравственного поведения; научить, не только отстаивать свою, но и принимать чужую точку зрения; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций и помочь обрести уверенность в себе, адекватно оценивая собственные возможности.

В конце 90-х годов все громче и яснее стали звучать голоса психологов, утверждавших, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности, самое важное — способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия.

Одно из важных направлений современного ребёнка-дошкольника – социально-личностное развитие. Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения первоначальных представлений социального характера, без включения в систему социальных отношений, т.е. вне социализации.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности. Социализируясь, ребёнок осваивает окружающий мир и определяет в нём своё место. Социализация осуществляется в условиях стихийного воздействия различных жизненных факторов и в условиях воспитания, являющегося ведущим и определяющим её началом.

Основные задачи психолого-педагогической работы в программах по социально-эмоциональному развитию дошкольников:

- развитие игровой деятельности как способа освоения ребёнком социальных ролей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);

- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

- формирование первичных тендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, тендерных отношениях и взаимосвязях);

- формирование первичных представлений о семье её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.)

- формирование первичных представлений об обществе (ближайший социум и место в нём);

-формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, малой и большой Родине, её природе) и чувства принадлежности к нему);

- формирование первичных представлений о мире (планета Земля, многообразие стран и государств, население, природа и др.).

Организационной основой реализации данных программ являются также и праздники (события), помимо эмоционально-насыщенной составляющей они заключают в себе общественно выработанное культурное содержание, обеспечивающее познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личное развитие ребёнка-дошкольника. В условиях подготовки и проведения праздников, подведение его итогов ребёнок проявляет познавательную и коммуникативную активность, осваивает сведения социального характера, овладевает способами деятельности, включается в разнообразные формы сотрудничества с другими детьми и взрослыми.

Итоговый результат социально-эмоционального развития дошкольника – сформированные интегративные качества ребёнка. Их отдельные составляющие выступают в виде промежуточных результатов. Они раскрывают динамику формирования этих качеств в каждом возрастном периоде дошкольного детства.

Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с понимание воспринимать мнения и предпочтения окружающих.

Литература:

1.Данилина Т. А. Зегденидзе В.Я. Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций» М. Изд. «Айрис-пресс». 2006.

2.Монакова Н.И. «Развитие эмоциональной сферы дошкольника». СПб «Речь» 2008.