Психологическая диагностика воспитанников ДОУ - Характеристика уровня развития психомоторики

Страница 2 из 5

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ ( Разработана В. Д. Шадриковым.)

I. Виды движений, действий, реакций:

  • локомоторные функции;
  • графические движения;
  • автоматизированные движения;
  • одновременные движения;
  • динамическая координация;
  • моторная активность;
  • идеомоторные реакции;
  • сенсомоторные реакции;
  • сенсомоторная координация;
  • проприоцептивные функции;
  • двигательная память.

П. Характеристики движений:

  • скорость реакции;
  • быстрота, скорость движений;
  • точность;
  • направление;
  • ритм;
  • темп;
  • сила;
  • траектория;
  • пластичность;
  • меткость;
  • ловкость;
  • соразмерность;
  • координированность.

III. Характеристики мышечной активности:

  • мышечный тонус;
  • статический тремор;
  • динамический тремор;
  • мышечная сила;
  • сила мышечного напряжения;
  • мышечная выносливость;
  • статическое мышечное напряжение.

Свойства высших психических функций могут быть оценены, опираясь на следующие критерии диагностики (Методы изучения и диагностики психического развития ребенка /

Под ред. Н. И. Непомнящей. М. 1975.).

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

I. Ощущение

Ощущение — психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Имеет следующие характеристики:

  • пространственная локализация;
  • длительность;
  • интенсивность;
  • эмоциональный тон;
  • скорость ощущения;
  • устойчивость уровня чувствительности;

1 Оценка разработана В. Д. Шадриковым.

  • точность ощущения;
  • дифференцированность (тонкость).

Развитие ощущений ребенка раннего возраста связано с развитием его чувствительности. На протяжении дошкольного возраста повышается острота зрения, тонкость и легкость', различения музыкальных тонов и звуков речи, точность дифференцировки цветов и степень мышечного напряжения.

Развитие ощущений дошкольника происходит при систематическом воздействии на него окружающих. В общении с воспитателями и родителями дети приобретают умение классифицировать свои ощущения по качеству и силе, сравнивать их.

Абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения у детей с отклонениями в развитии могут находиться в пределах, характерных для нормально развивающихся детей. При этом уже на уровне ощущений отмечается снижение скорости приема и переработки сенсорной информации. Объем информации, которая может быть воспринята ими в единицу времени, меньше аналогичного показателя у нормально развивающихся детей, а для переработки того же объема информации требуется большее время. Например, для детей с тяжелыми формами общего недоразвития речи требуется 30-35 повторений словесного обозначения предмета, его признака или действия, прежде чем ребенок его запомнит.

Важно отметить, что эта закономерность распространяется и на информацию, которая поступает не только по нарушенному каналу восприятия, но и через другие анализаторы. Например, такая особенность отмечается у глухих детей — нарушение слуха снижает полноту зрительных ощущений, затрудняет развитие кинестетической чувствительности, и особенно кинестезии речевых органов.

Восприятие — психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон при непосредственном воздействии на орган чувств. Имеет следующие характеристики:

  • предметность;
  • константность;
  • осмысленность;
  • обобщенность;
  • избирательность;
  • точность;
  • полнота;
  • быстрота;
  • эмоциональная окрашенность;
  • объем.

На протяжении дошкольного возраста развитие восприятия детей идет по двум направлениям: развитие системы перцептивных, или ориентированных, действий и усвоение сенсорных эталонов. По мере установления взаимосвязи развития восприятия с речью и мышлением возрастает его целенаправленность, планомерность, управляемость и осознанность.

Особенностями детей с нарушениями в развитии выступает замедленность и сукцессивность процесса восприятия предметов, их признаков и событий окружающего мира. В некоторых случаях, когда срабатывают механизмы компенсации, по результативности некоторых видов переноса, например, зрительно-осязательного у слабовидящих детей, их данные превышают соответствующие возрастные нормативы, но при этом все же уступают им по времени.

У большинства детей, тем более у детей с сенсорными нарушениями, отмечается фрагментарность и неустойчивость воспринятого образа. Одной из причин, которая влияет на это, является недостаточная устойчивость и трудности распределения внимания при восприятии характерных признаков объекта. Недифференцированность восприятия придает ему излишнюю глобальность, не позволяя вычленить в исследуемом объекте составляющие его части, лишая образ присущей ему специфичности. Особенно выраженными являются нарушения в процессе формирования пространственно-временных представлений.

Еще более выраженные качественные различия обнаруживаются при усложнении процесса восприятия объектов (маскировка, ограничение времени, посторонние слуховые и зрительные раздражители и т.д.)

Мышление — психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами и явлениями. Имеет следующие характеристики:

  • гибкость;
  • темп;
  • быстрота;
  • самостоятельность;
  • экономичность;
  • широта;
  • глубина;
  • последовательность;
  • критичность.

Особенностью развития мышления в дошкольном детстве является то, что оно возникает и функционирует в предметной деятельности. При этом ориентация на способ орудийных и соотносящихся действий со взрослым выступает как прообраз интеллекта, на смысл совместных действий - как прообраз аффекта ребенка. Включение речи в процесс решения проблемных задач придает целенаправленность и обобщенность практическим действиям дошкольника. Появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения. Возникают попытки объяснить явление и процессы, экспериментирование — как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, познать свои возможности.

Наглядно-действенное мышление в набольшей степени страдает у умственно отсталых дошкольников. Они не осознают проблемности ситуации. Легче выделяются яркие, бросающиеся в глаза признаки, чем существенные и функциональные. Дети не используют вспомогательные средства для решения задачи, не отбрасывают ошибочные варианты, повторяя непродуктивные действия. У других категорий дошкольников с отклонениями в развитии мышление может характеризоваться склонностью к привычным, стереотипным способам решения наглядно-действенных задач без учета изменившихся условий, а также затруднениями при необходимости учитывать конверсивные (обратимые) отношения меду объектами. Например, такой особенностью обладают глухие дети.

В большей степени в дошкольном возрасте отмечаются проблемы в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. Отмечается дефицитарность образов-представлений, неполное привлечение и применение наглядно-образных средств решения задачи. Во многом это зависит от недостаточности развития у детей внутренней речи как средства мышления.

При овладении речевым мышлением медленно формируется обратимость связей между предметами, признаками, действиями и их словесными обозначениями. Анализ и синтез действия по аналогии страдают в первую очередь. При сравнении предметов по представлению трудности увеличиваются. Особенно это заметно у дошкольников с общим недоразвитием речи, нарушениями слуха и интеллекта. Однако первых и вторых отличает более высокий уровень выполнения невербальных заданий, в отличие от умственно отсталых детей.

У детей позднее, чем у их сверстников, формируются обобщения и понятийный подход к решению задач. Трудности возникают и при овладении логическими связями и причинно-следственными отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Нередко смешивается причина с действием, целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями, часто происходит отождествление причинно-следственных и пространственно-временных связей.

Все это влияет на сужение возможностей для развития! деятельности экспериментирования у детей еще на этапе дошкольного детства. Недостаточность восприятия и опыта предметно-практической деятельности, наглядного и логического мышления отрицательно сказывается на умении детей формулировать гипотезы, строить суждения и умозаключения. У детей с общим недоразвитием речи это осложняется трудностями в программировании высказывания. Упреждающий, текущий и итоговый контроль за своими действиями нарушается.

Воображение — это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений и понятий, полученных в предшествующем опыте. Имеет следующие характеристики:

  • новизна;
  • оригинальность;
  • осмысленность;
  • тип и широта оперирования образом.

Особенностью развития воображения в дошкольном возрасте является то, что первоначально оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними, когда в игре возникает воображаемая ситуация и замещение предметов. Постепенно воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование, освоение средств и приемов создания новых образов.

У детей с отклонениями в развитии отмечается шаблонность и стереотипность образов воображения, которая выражается в неумении действовать самостоятельно, без образца взрослого, в бедности и стереотипности, схематичности продуцируемых образов, малой вариативности тактики их создания. В некоторых случаях отмечается вербализм развертывания процесса детского воображения: детям легче рассказать то, что они придумали, чем реализовать идею в практической деятельности. Например, это характерно для дошкольников с нарушениями зрения.

На основании полученных данных психолог судит о том, насколько уровень развития ребенка приближается, отстает или опережает нормативы возрастного развития.