Шорохова Ольга Алексеевна

кандидат психологических наук, докторант Курского государственного педагогического университета, г. Курск

Критерии развития языковой личности дошкольника

Определение категории языковой личности наиболее четко сформулировано в рамках лингвистических концепций. Сложившиеся к настоящему времени лингвистические подходы к данной проблеме основываются на представлении «образа говорящего и лица пишущего» лингвистическими средствами через языковую картину мира носителя языка [1]. В психологических исследованиях личность рассматривается как активное начало, особая целостность, системное социальное качество субъекта, осуществляющего контроль над собственными психическими проявлениями [2-6]. Проблема становления языковой личности в психологических концепциях не рассматривалась.

До сих пор существует искусственное обособление рассмотрения динамики процессов речевого и личностного развития, что значительно ограничивает возможности поиска методических путей реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании. Вопросы о специфике проявления, способах функционирования языковой личности в дошкольном возрасте остаются недостаточно проработанными. В этой связи возникает необходимость определения критериев для диагностики уровня развития языковой личности дошкольника.

В рамках лингвистических концепций представляет интерес определение языковой личности Ю.Н. Карауловым [7], как совокупности способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью. Мы разделяем точку зрения Ю.Н. Караулова и считаем, что, в сущности, понятие языковая личность затрагивает не только теоретическое осмысление человеческого фактора в языке и языка в человеке, но и проявление свойств личности в устном высказывании.

Языковая личность дошкольника определяется нами как совокупность системных качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно–потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.

Настоящее исследование базируется на представлении уровней развития языковой личности дошкольника с помощью критериев, определяемых на основе корреляционной связи речевых и личностных характеристик. Речевые характеристики определяются связностью и цельностью изложения, грамматической правильностью построения предложений, лексическим разнообразием, звуковым оформлением высказываний [8, 9]. Личностными характеристиками являются: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность [10].

Корреляции речевых и личностных характеристик устанавливались посредством использования:

- методики пересказа, позволяющей определить готовность ребенка к индивидуальному выполнению задания;

- методик, включающих задачи, для решения которых ребенку надо выполнить практические операции по выделению «контрольных» слов на основе непосредственного восприятия языкового материала;

- сопоставительным анализом данных, полученных по разным методикам.

Краткая характеристика использованных методик.

Методика «Пересказ сказки». Экспериментатор рассказывал ребенку незнакомое ранее литературное произведение с установкой на пересказ. Затем предлагал пересказать это произведение. Методика позволяла выявить речевую характеристику (умение составления устного высказывания) и личностные характеристики: активность (проявление готовности выполнить задание); самостоятельность (индивидуальное выполнение задания).

Методика «Знакомое слово». Экспериментатор читал наизусть сказку и фиксировал правильность выделения ребенком «контрольных» слов. Перед испытуемым ставилась задача ставить черту на белом листе бумаги каждый раз, когда он услышит слово «колобок». Методика позволяла изучить произвольное внимание к слову.

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [11]. Применялся для проверки эмоциональной устойчивости.

Вербальный тест Торренса «Усовершенствование игрушки». Экспериментатор предлагал ребенку изменить пластмассовую, бесформенную игрушку так, чтобы она стала лучше, интереснее. Применялся для определения креативности.

Эксперимент осуществлялся на базе ДОУ № 26, 35, 88 г. КомсомольсканаАмуре и ДОУ №136 г. Твери. Контингент испытуемых - старшие дошкольники, в общей сложности - 200 человек. В таблице 1 приводится корреляционная матрица личностных и речевых характеристик экспериментальной группы старших дошкольников.

Таблица 1.

Корреляционная матрица личностных и речевых характеристик

старших дошкольников