Подвижные игры как средство развития познавательных процессов дошкольников.

Малышева И.А.,

старший воспитатель МБДОУ детского сада № 402 «Золотая рыбка»

г. Нижнего Новгорода

Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии принято называть «ведущим», влияющем на все аспекты развития в каждом конкретном периоде. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становитсяигра. потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Нельзя не согласиться с мнением целого ряда психологов и педагогов, считающих, чтоподвижная игра имеет огромные возможности в планеразвития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и дошкольников.

Особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия ими оказываю влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предполагает широкое включение механизмов сознания в процесс контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование, так как особенность подвижных игр состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Стоп!» и т.д. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще.

Диапазон применения подвижных игр поистине безграничен. С первых лет жизни и на протяжении всего детства игре отдается явное предпочтение перед всеми другими средствами физического воспитания. Подвижные игры можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста:

    • в утренней гимнастике,
    • на физкультурных занятиях,
    • на прогулке,
    • на физкультминутках,
    • на физкультурных праздниках,
    • в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Подвижные игры можно сгруппировать в соответствии с оценкой их влияния не только на развитие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:

    • памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной;
    • воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;
    • восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;
    • мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического;
    • внимания – произвольного, переключения, распределения и устойчивости.

Таким образом, сущность подвижных игр, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, сводится к следующему: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга. Применение подвижных игр в организации физического воспитания дошкольников способствует развитию их познавательных процессов, а следовательно, положительным образом сказывается на подготовке детей к обучению в школе.

Примеры игр на развитие внимания

    • «Я – впереди»
    • «Не теряй пару»
    • «Меняемся местами»
    • «У кого больше»
    • «Будь внимательным»
    • «Не ошибись»
    • «Найди свой кубик»
    • «Быстро по местам»
    • «К своим флажкам»

Примеры игр на развитие мышления

    • «У кого больше»
    • «Не ошибись»
    • Выполнение упражнение с опорой на схемы