Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие навыков общения дошкольников»

В наш век бурного развития информационных технологий педагоги и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует  нормам и большинство дошкольников не умеют  общаться. Современные дети затрудняются вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать,  или совсем отказываются от общения.  Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками.  Способность оптимально общаться с окружающими — залог успеха человека во всех сферах жизни.  Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми. Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении.

Как же можно развивать основные умения общаться.

Используя  специальные игры и упражнения. Эти упражнения делятся на 6 групп:

1. "Я и мое тело".

Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и свободен.

Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Это упражнения развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие двигательное и эмоциональное самовыражение. Сюда же входят  ролевые игры   (двигательное изображение какой-либо роли: "походи как старик, лев, как котенок, как медведь").

Сочинение рассказа, в котором ребенок испытывает сильное чувство (например, "гнев" с последующим отображением этого чувства в движениях).

2. "Я и мой язык".

Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа "Как можно общаться без слов?", "Через стекло", "Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон", беседа "Зачем нужна речь?").

3. "Я и мои эмоции".

Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоция, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. ("Пиктограммы", "Рисуем эмоции пальцами", "Дневник настроений", беседы об эмоциях).

4. "Я и Я".

Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. ("Психологический автопортрет" (младший школьный возраст) "За что меня можно любить.  За что меня можно ругать. ", "Кто я?" для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения  "Я").

5. "Я и моя семья".

Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома; беседа "Что значит любить родителей. "; разыгрывание ситуаций; рисунок "Семьи").

6. "Я и другие".

Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

(Коллективное рисование, беседы "Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т.п.)", проигрывание ситуаций).

Обучать детей общению можно только в тесном взаимодействии между собой, активно включая их в познавательную или игровую деятельность. Ребенка нужно научить самостоятельно задавать вопросы, активно высказывать свое мнение по тем или иным темам, устанавливать доверительные отношения, бесконфликтно спорить, поддерживать беседу. Одним из способов обучения детей общению, великолепно справляющейся со всеми этими задачами, являются театрализованные игры.  Во время игры в спектакле дети ведут себя смело, активно, незакомплексованно. Такое творческое состояние можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков. Сказочные персонажи взаимодействуют, общаются, спорят, не соглашаются или уступают, грустят или веселятся, и через перевоплощение в образ героя сказки ребенок получает и запоминает все эти приемы взаимодействия с окружением, присваивая себе все характерные черты полюбившегося персонажа. Самостоятельное разыгрывание ролей помогает ребенку постигать нравственно-этическую подоплеку поведения персонажей, потому что он получает от взрослого положительную или отрицательную оценку качествам и действиям героев сказки. Такая оценка взрослых формирует у дошкольника навык этичного поведения и подталкивает его делать выбор в пользу нравственных поступков.

Зная особенности общения ребенка со взрослыми и детьми воспитателю необходимо создать в группе детского сада обстановку, обеспечивающую каждому ребенку психологический комфорт и эмоциональную защищенность, окружить детей заботой, вниманием, дать почувствовать каждому малышу его значимость для окружающих людей.

Возможность активного взаимодействия со средой, с миром людей и окружающих предметов во многом зависит от стиля общения взрослого с ребенком.  Наиболее приемлема и эффективна «демократическая»  форма взаимодействия, для которой характерно проявление уважения, доверия к ребенку, стремление  избежать  необоснованных ограничений  и запретов.

Установление благоприятного психологического климата, атмосферы доверия, внимания к нуждам, интересам детей позволят развить в них такие ценные качества, как стремление  к творчеству, инициативность, осознание собственной значимости, самоценности.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников невозможно без тесного взаимодействия с их родителями. Активное участие родителей в мероприятиях детского сада,  дают им возможность вносить свою помощь в подготовке праздников, проникаться интересами работы детского сада, активно взаимодействовать с воспитателями своих детей, знакомиться с методикой воспитания, обогащать свой опыт. Родители получают возможность взглянуть на своего ребенка вне стен дома в других условиях, это заставляет их пересматривать стиль своего общения с ним и обновлять воспитательные приемы.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами опытом работы, проведенной в подготовительной группе. Мною была выбрана тема пролекта: “Игра как средство развития навыков общения дошкольник.

Предложенная консультация окажет помощь в организации развивающей среды коррекционных групп детей с ОВЗ.

данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения.

Данный материал помогает детям развивать эмоции, навыки общения и выразительность движений.

Легкое общение: игры на развитие навыков общения

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры.

На протяжении 5 лет для формирования у детей навыков общения мы используем театрализованные игры. Это позволяет сделать выводы о том, что у детей с ТНР наблюдаются различии в сформированности на.

Развитие навыков общения у дошкольников.

В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых – общение со сверстниками, и чем старше становится ребенок, тем большее значение приобретает для него общение со свер.

Особенности навыков общения дошкольников с ОНР.

Общение для ребенка - это активные действия.ю с помощью которых он стремиться передать другим и получать от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенны.

Приемы и методы работы по развитию навыков общения и взаимодействию дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Развитие навыков общения у детей с проблемами в развитии, в адаптационный период. Поступление ребенка в детское учреждение вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых и она не.