Педсовет «Использование развивающих игр в процессе осуществления образовательной деятельности дошкольников»

Педагогический совет на тему:

«Использование развивающих игр в процессе осуществления образовательной деятельности дошкольников»

Цель педсовета: Формирование компетентности педагогов в применении развивающих игр в образовательном процессе.

Задачи педсовета:

Изучить научно-методическую литературу по теме педсовета.

Уточнить и систематизировать знания педагогов по внедрению развивающих игр в образовательный процесс. Дать практические рекомендации по планированию развивающих игр в работе с детьми.

Познакомить педагогов с игровой технологией интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича» в образовательном процессе.

Показать мастер – класс по использованию развивающих игр В. Воскобовича.

Ход педагогического совета.

1. Вступительное слово старшего воспитателя «Об использовании развивающих игр в образовательном процессе ДОУ»

Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения, а именно совершенствовать педагогическое мастерство по использованию развивающих игр в образовательном процессе.

Перемены, произошедшие в обществе за последние десятилетия, не могли не затронуть образовательную сферу. Информационный взрыв, меняющиеся социальные условия жизни ведут к пересмотру процесса воспитания подрастающего поколения.

Все участники образовательного процесса: педагоги, дети, родители и детский сад, как организация испытывают трудности, связанные с изменением жизни в целом.

Детский сад одновременно решает задачу исторического масштаба - воспитание будущих граждан страны и испытывает многообразные финансовые, кадровые, организационные трудности. Приняты ФГОС ДО. В них педагогам заявлено, что воспитатель должен владеть и использовать в образовательном процессе современные методы, формы обучения и воспитания, современные образовательные технологии.

Что же это за технологии такие?

Вот базовое определение: Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом воде, а добывает их сам в процессе собственной познавательной деятельности.

Теперь ребенок не должен получать знания слушая. Он должен получать знания, действуя (например, человек не сможет научиться плавать, если будет только слушать про движения рук и ног в течение этого процесса, а вот если он попробует, будет иметь практику, то у него все получится)

Идеи обучения в деятельности, в игре, поддержания детского интереса к получению знаний не новы.

Франзузский писатель Эрнст Легуве сформулировал цель воспитания – «научить детей обходиться без нас (взрослых) ».

Японская мудрость гласит: если я слышу, то скоро забываю, если я вижу, то помню долго, если действую – понимаю.

Встает вопрос: Как обучать по-новому?

К таким технологиям, в которых ребенок добывает знания самостоятельно, а не получает их в готовом виде относятся:

Проектный метод;

Технология «Ситуация», основанная на базовом уровне деятельностного метода Л. Г. Петерсон;

Технология интеллетуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича;

Любые развивающие игры.

Мы знаем, что основным видом деятельности у дошкольников является игра. Именно в ней он развивается и получает ЗУН. И именно в развивающих играх он может добыть эти знания самостоятельно.

Сегодня мы и поговорим о развивающих играх, об их сущности и особенностях, познакомимся с технологией В. Воскобовича и проведем мастер – класс по использованию развивающих игр Воскобовича в образовательном процессе.

2. Использование развивающих игр в образовательном процессе ДОУ.

1) Что же такое развивающая игра?

На этот вопрос мы сейчас и попытаемся ответить. Заглянув в энциклопедический словарь, мы найдём: «Развитие – это направленное, закономерное изменение объекта, в результате которого возникает его новое качественное состояние». Тогда, по аналогии, можно сказать, что развивающая игра это некая деятельность, которая должна изменить нашего ребёнка таким образом, чтобы он в своих способностях шагнул на другой, более высокий уровень своего развития.

Но мы же с вами взрослые люди и прекрасно понимаем, что для того, чтобы любая деятельность давала нужный результат, она должна быть правильно организована.

Это значит, что у неё должна быть:

1. Ясная и реальная цель.

2. Мы должны чётко понимать, на «что» или на «кого» эта деятельность направлена и что мы хотим с её помощью изменить, т. е. представлять себе объект нашей деятельности.

3. Должны быть методы и средства деятельности. У нас должен быть необходимый инструмент, и мы должны уметь правильно его использовать.

4. Невозможно правильно организовать деятельность, если у вас нет её программы или плана.

Всё это справедливо и для деятельности, которую мы рассматриваем, т. е. для развивающей игры. Если взрослый действительно хочет провести с ребёнком развивающую игру, он должен:

1. ясно и чётко сформулировать для себя цель этой игры, т. е. определить какую способность (группу способностей) он хочет в данной игре у ребёнка развивать;

2. хорошо представлять себе «объект» деятельности, т. е. не только «знать вообще» своего ребёнка: уровень развития его способностей, склонности и интересы и пр. но и представлять себе его текущее эмоциональное состояние, уметь определить его желание или, наоборот, нежелание именно сейчас участвовать в игре;

3. подобрать инструмент, т. е. такое (или такие) ИСО, чтобы оно в наибольшей степени было пригодно для достижения целей игры и, главное, уметь его правильно использовать;

4. наметить (а при необходимости записать) план игры.

На разработке плана развивающей игры надо остановиться особо.

Мы говорили с вами, что результатом такой игры должен быть переход ребёнка на более высокий уровень своего развития. Но это должен быть действительно «переход», а не «заброс» с нашей помощью. Ребёнок должен сам, шаг за шагом, испытывая определённое напряжение, подняться на этот уровень, только тогда мы получим эффект развития. При этом, как говорил Б. П. Никитин, ему может быть оказана «умная помощь взрослого».

Эта умная помощь, прежде всего, должна заключаться в правильном планировании развивающей игры. Составляя план игры, взрослый, по сути, должен сконструировать «лестницу», с помощью которой ребёнок сможет подняться на более высокий уровень развития способностей. Эта «лестница» должна состоять из ступенек-заданий возрастающей сложности, при этом «высота» ступенек, т. е. трудность заданий должна быть для ребёнка посильной. Преодоление такой «лестницы», движение «от простого к сложному» и делает детскую игру развивающей.

Развивающие игры являются эффективным средством воспитания и обучения детей, с их помощью ребенок может добывать знания самостоятельно, а взрослый быть лишь его помощником и направлять действия ребенка.

В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:

совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;

постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

единство обучающих и воспитательных воздействий.

2) Особенности развивающих игр.

1. Развивающая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает сам, с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков, различных деталей.

2. Задачи даются ребенку в различной форме (в виде модели, плоского рисунка, в чертеже, письменной или устной инструкции, знакомя его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т. е. от простого к сложному.

4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры возбуждают интерес в течение многих лет (до взрослости)

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяют ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

6. Поэтому нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом, ребенок учится все брать сам из реальной действительности. (Если вы сами будете делать по утрам зарядку, вряд ли это сделает вашего ребенка физически развитым, не так ли)

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу, возможно, малыш не дорос, не созрел и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8. Решение задачи предстает не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, в виде реальных и осязаемых вещей. Это позволяет самому сопоставлять и проверять точность выполнения задания.

9. Игры не исчерпываются предлагаемыми заданиями, что позволяет составлять новые задания, т. е. творить.

10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

В развивающих играх – в этом заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов развивающего обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям», когда ребенок может подняться «до потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

1. Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

2. Их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

3. Поднимаясь, каждый раз самостоятельно «до своего потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

4. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

Первое условие успешного развития - раннее начало. Но когда именно начать? Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. С ним просто говорят со дня его рождения. Наступает момент - произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Необходимо поступить подобным образом в развитии других способностей ребенка и результат не заставит себя ждать.

3) Практическое задание для педагогов.

Давайте разделимся на 2 команды.

Задания:

Каждой команде даны 2 развивающие игры. Необходимо определить для какого возраста подходит данная игра, ее цель и придумать по – возможности несколько уровней сложности данной игры, на каких занятиях ее можно применить.

Проект решения:

Педсовет подготовила ст. воспитатель Орехова Л. В.