Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ        ДЕТСКИЙ САД № 36   «НАЙЫРАЛ»  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются:

Воспитание звуковой культуры речи.

Работа по данному разделу включает:

    формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания; умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Формирование грамматического строя речи:

    работа над морфологией. т.е. дети должны уметь изменять слова по родам,     числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.); словообразование. т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик); соединение основ (сок выжимает -  соковыжималка, мясо рубит – мясорубка); названия детёнышей животных; названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк); названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница); синтаксис. т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.

Словарная работа:

    правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов; активизация словаря, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный; устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);

Развитие связной речи:

    овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.

Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.

Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» - т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и  в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.

Дидактическая игра  может выступать как средство развития речи детей, так как:

    Дидактическая игра  – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др.), является одним из занимательных элементов на прогулке. В дидактической игре  создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра  позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:

    Дидактическая игра должна опираться на программный материал. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям. Пособия должны быть внешне  привлекательными. Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.

Требования к дидактическим играм:

    Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

    игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.); настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото); словесные игры (без наглядного материала).

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и.