Скачать:

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы связана с тем, что на современном этапе необходимость развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу  воспитание самостоятельной и творчески развитой личности. В этом контексте проблема развития детского творчества приобретает особое значение. Не случайно в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» творчество детей рассматривается как формирования личности и указывается на необходимость усиление работы по формированию творческой направленности в любой деятельности. Одним из средств развитие игрового творчества старших дошкольников являются театрализованные игры.

Уровень разработанности темы в литературе.

Д.Б. Эльконин отмечает, что развитие детей дошкольного возраста происходит, прежде всего, в игровой деятельности ,которая является ведущей в период дошкольного детства [62,c.27]. К разновидностям игровой деятельности относятся театрализованные игры – «игры-представления, содержание которых построено на литературной или фольклорной основе с обязательным наличием зрителей».

Театрализованные игры дошкольников изучены в работах О.А. Акуловой, Е.А. Антипиной, Л.В. Артемовой, Ю.А. Вакуленко, Т.Н. Дороновой, М.Д. Маханевой, Е.Е. Кравцовой, Т.И. Петровой, Э.Г, Чуриловой, А.В. Щёткина. Эти исследователи единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.  Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным развитие ребенка, в том числе его творческих способностей. Однако, по мнению Э.Г.Чуриловой дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Недостаточная изученность проблемы развития игрового творчества старших дошкольников в театрализованных играх не позволяет продуктивно использовать их потенциал в педагогическом процессе. Налицо противоречие   между имеющимися потенциальными возможностями театрализованных игр для развития игрового творчества старших дошкольников  и отсутствием научно обоснованных технологий, необходимых для их реализации. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования:  какова технология развития игрового творчества старших дошкольников в театрализованных играх? Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной деятельности и его недостаточным использованием в дошкольном учреждением может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной технологии, специально направленной на развитие игрового творчества старших дошкольников.

Практическая значимость. технология развития игрового творчества старших дошкольников в театрализованных играх, подбор театрализованных игр  использованы в  МБДОУ ДСКВ «Подснежник» № 76 г. Нижневартовска:  дети старшей группы.  воспитатели, родителей детей.

Гипотеза исследования. реализация технологии развития игрового творчества старших дошкольников в театрализованных играх будет успешной, если:

1) под  игровым творчеством детей старшего дошкольного возраста понимать создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) замысла игры и стремление воплотить его, придумывание к известному сюжету игры новых, ранее не используемых деталей, новых игровых действий, новое исполнение роли, проявление ребёнком инициативы во всем: в придумывании разных вариантов изображения, ситуаций,  движений;

2) осуществлять поэтапную реализацию 4 блоков:  «Читаем сказки, беседуем о театре», «Играем в кукольный театр», «Театрализованная игра»,    «Показываем спектакль»;

3) организовать специальную предметно-развивающую среду.

Теоретической основой исследования  являются: концепции детского творчества (П. Торренса, Н.А. Ветлугина, И.П. Волков, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн); теория детских игр (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский); подходы к организации театрально-игровой деятельности (О.А. Акулова, Е.А. Антипина, Л.П. Бочкарева, Л.А. Венгер, Р.И. Жуковская, Н.А. Короткова, М.Д. Маханева, Н.Я. Михайленко, А.В. Щеткин) и театрализованных игр дошкольников (Л.В. Артемова, Т.Н. Доронова, Е.В. Мигунова, Т.И. Петрова, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Э.Г. Чурилова).

РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ

Во-первых, ребёнок в игре сам один создаёт сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребёнку – его воле, его желанию, его замыслу. Второе, что делает ребёнок в этой игре и что роднит его с настоящим режиссёром, это то что он придумывает, чем что будет. Ребёнок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы – заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умения действовать в плане представлений, позволяют ребёнку наделять игрушку ролью вне зависимости от её образного решения. Третье сходство с режиссёрской работой заключается в том, что ребёнок придумывает и мизансцены, т.е. представляет кто где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами, и что результате этого произойдёт на «сцене». Четвёртый момент, это то, что ребёнок исполняет в театрализованной игре все роли ,если они есть, или просто сопровождают игру «дикторским» текстом.

Ребенок должен.

- уметь при небольшой помощи со сторон воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего);

-уметь использовать некоторые средства выразительности(мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний;

-уметь взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.;

-уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.

Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская отмечают: «Важно то, что в театрализованное, речевое,музыкально-игровое,танцевальное,сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники»,оформляющие спектакль ,как «музыканты»,обеспечивающие звуковое сопровождение .Каждый вид такой деятельности помогает ребенку создать нечто новое, раскрыть индивидуальные способности ребенка ,развить «талант, увлечь детей».

Таким образом, главные особенности театрализованных игр дошкольников состоят в том ,что они представлены широким разнообразием игр-драматизаций и режиссерских игр, оказывают важное влияние на развитие эмоциональной сферы детей, развивают игровые умения и творческие способности, основываются на принципах объединения игровой и художественной деятельности ,комплексности, импровизационности. интегративности. Все это позволяет педагогу комплексно решать задачи по развитию игрового творчества старших дошкольников в театрализованных играх.

Воспитатель применяет прямые методы руководства. Перечислим их.

1. Начало игры. С детьми, желающими принять участие в игре-драматизации, проводят беседу, в которой выясняют, знают ли дети произведение, последовательность событий, героев; включают дополнительные роли, если детей больше чем количество героев; выясняют характер героев; помогают детям овладеть средствами выразительности, с помощью которых можно выразить характер героев; обговариваются атрибуты; дополнительный материал (песни); определяется место для игры-драматизации; размещение декораций.

2.Распределение ролей можно проводить считалкой; в порядке очередности; по желанию детей. Застенчивые дети сначала выбираются на роли второго плана, затем – на главные.

3.Репетиция, в котором воспитатель чаще берет на себя слова ведущего или автора и одновременно участвует в игре, подсказывает детям слова, выход. При проведении игры-драматизации слова ведущего или автора можно поручить ребёнку. Особых репетиций игра – драматизация не требует.

4. В конце игры-драматизации проводиться анализ, в котором отмечаются успехи детей, средства выразительности, с помощью которых ребёнку удалось передать характер героя. Работу над постановкой и показ спектакля желательно фиксировать(стенды с фотографиями ,выставки детских рисунков, видеозапись).

Предметно-развивающая среда старшей группы детского сада