Скачать:

Предварительный просмотр:

Значение художественной литературы для всестороннего воспитания   детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.

Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей  любви к  Родине, к родной  природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.

В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон» [ 1 ].

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев и др.)

О.С.Ушакова отмечает, что   художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен [ 9 ]  .

Прежде всего, книга – источник знания. Из книг дети узнают многое о жизни общества, о природе.

Книги великого русского педагога и детского писателя К.Д. Ушинского представляют большой интерес и для воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитательное значение статей К.Д. Ушинского в том, что они сообщают детям знания о вещах, о животных и растениях. Эти статьи, написанные простым языком, приучают детей выражаться точно и определенно, развивают у них логическое мышление.

Родоначальнико м  реалистической прозы для детей считается Л.Н.Толстой.

В его рассказах, даже самых маленьких, всегда есть идея, язык этих рассказов по своей простоте, ясности и точности не превзойден. То, что написал Л.Н. Толстой для детей, было большим событием в литературе и педагогике.   Слушая рассказы Л.Н. Толстого о животных, дети узнают о жизни их, повадках, местах обитания.

Книги способствуют расширению представлений детей о мире вещей и явлений, доступных их пониманию. В.Г.Белинский писал: «Говорите с ребенком почаще о вещах, ему близких, расскажите ему, как строятся дома, как пекут хлеб, который он каждый день ест, как делают стул, на котором он сидит» [ 1 ].

Такие книги, как «Конь – огонь», «Кем быть?» В. Маяковского, «Откуда стол пришел?», «Вчера и сегодня» С. Маршака убеждают ребенка в пользе труда, расширяют круг детских представлений о том кто и как делает вещи, являются прекрасным образцом книги, где детям дается большой познавательный материал. Они  очень привлекают детей, удовлетворяют их любознательность, упорядочивают бессистемно приобретенный ими опыт.

Книги о природе М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Е. Скребицкого открывают перед детьми мир животных и растений.

В результате чтения книг о животных дети не только усваивают фактический материал, но и лучше начинают относиться к животным, больше о них заботиться.

Из современных авторов можно отметить книги из серии «Хочу все знать». Рассказы О.Б.Шапиной «Ты и твоя Родина», В.В. Лабутиной «Ты и твоя планета»  знакомят детей со своей страной, с планетой Земля.

Серия развивающих сказок Т.А. Шорыгиной  знакомит детей с природой («Зеленые сказки»), с правилами безопасного поведения на улице(«Осторожные сказки»), со свойствами воды («Вода»).

Из книг А. Берловой  дети узнают про то, как из маленького зернышка хлеб получается, как сажают, выращивают, делают муку и пекут хлеб, а потом мы его покупаем в магазине. Знакомятся с профессиями хлебороба, комбайнера, пекаря, («Про хлеб»), как делают книги («Про то, как делают книги»),

Одной из задач в формировании личности дошколь ника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что свя зано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и по ступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать жела ние стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами пове дения. Формированию нравственных представлений и нравствен ного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека [ 9 ].

Говоря о влиянии литературы на нравственное воспитание дошкольников Н.В.Дурова обращает внимание на то, что   у детей пяти - шестилетнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности — о добре и зле, о хо рошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеоб разны, поэтому воспитателю   нужно знать их содержание, чтобы на правлять нравственное развитие детей. Недооценивая возмож ности детей, воспитатели недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие чело веческих характеров, особенности тех или иных переживаний.   Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста, которые предлагает Н.В.Дурова, помогают привить детям этические нормы поведения, учат детей делать выводы о характере поступков или поведении персонажей, учат дошкольников правилам вежливости, общению, культуре, анализировать  и оценивать поступки героев. Например, беседы по художественным произведениям таких авторов, как  В. Осеева «Плохо», В. Сухомлинский «Блестящие ботинки», В. Осеева «Волшебное слово», Л. Толстой «Косточка», В. Осеева «Печенье [ 4 ].

Воспитание художественным словом приводит к большим из менениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появ лению у него живого отклика на различные события жизни, пе рестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосозна ние, формирует мировоззрение. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобре тает в художественном произведении живое содержание [ 8 ].

С.Ю. Кондратьева  отмечал а. что,  в детском саду нередко на занятиях по знакомству с художественной литературой ре шаются толь ко задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глу бину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки дру гого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного отношения к действительности [ 6 ].

В.В.Гербова отмечает значение художественной литературы для усвоения грамматики родного языка, указывая на то, что средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений[ 2 ].

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личнос ти: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор про изведений.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ре бенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основ ных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художест венное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою [ 1 ].

О.С. Ушакова и Е.М.   Струнина  отмечают, что литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, что ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус [ 1 0].

О.С. Ушакова обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Все последующие знакомства с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме [ 9 ].

А.В. Запорожец пишет, что проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это  понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же относится и способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения[ 5 ].

Е.А.Куксова обращает внимание на то, что   развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей [ 7 ].

О.С.Ушакова подробно рассматривает особенности восприятия художественных произведений в разных возрастных группах. В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после прослушивания сказок «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок хорошо запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения такие как А.Барто, «Игрушки», З.Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения,  некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам  и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно развивается и обогащается словарь.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.  Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в собственных суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение смотреть за развитием сюжета, сопоставление событий, обрисованных в произведении, с теми, что ему приходилось следить в жизни, помогают ребенку сравнимо скоро и верно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таковых жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать главные различия меж прозой и поэзией. Дети старшего дошкольного возраста под действием целенаправленного управления воспитателей способны узреть единство содержания произведения и его художественной формы, отыскать в нем образные слова и выражения, ощутить ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами [ 9 ].

А.В.Запорожец пишет, что восприятие художественного произведения – сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Он отмечал: “… эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств. Дети старшего дошкольного возраста значительно чаще младших оказываются способными к восприятию.   [ 5 ]

Л.М.   Гурович отмечала, что в процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию. Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них “второго”, истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки). Восприятие художественных произведений дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др. [ 3 ].

Таким образом, умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве возможно обеспечить  восприятие художественного  произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности.

Список литературы

    Белинский В.Г.  Избранные педагогические произведения. Изд-во АПН РСФСР, 1948. Гербова В.В.  Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М. Мозаика — Синтез, 2005. - 72 с. Гурович Л. и др.  Ребенок и книга. Спб. 2005. Н.В. Дурова  Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста./Пособие для педагогов, воспитателей, родителей. – М.:Мозаика-Синтез, 2000. Запорожец А.В.  Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения//Избр. Психологические труды.-М. 1986. – Т. 1. – С.66. С.Ю. Кондратьева.  Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика №12. с. 39. 2007 г.   Куксова Н.А. Художественное чтение в детском саду. Минск. 2001. Теплов Б.Г. – избр. Труды в 2 –х т. М. 1985. – Т.1 Ушакова  О.Г.   Знакомим дошкольника с литературой. М. 2008. Ушакова О.С. Струнина Е.М.  Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. 2003.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

В материале отражены психологически аспекты знакомсва детей дошкольного возраста с книгой. Раскрыты все их возрастные особенности.

Использование произведений художественной литературы в экологическом воспитании детей позволяет интегрировать задачи воспитания разных образовательных облатей, а также сформировать у детей полноту пре.

Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова Г. А.

Данныий материал позволит правильно подобрать художественную литературу для чтения детям, учитывая их возрастные особенности.

• Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;• Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;• Пом.