МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ - раздел Образование, Педагогическое Образование.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

высших учебных заведений

Российской Федерации

по педагогическому образованию

Москва

Academia

Курс теории и методики развития речи является одним из основных в подготовке специалистов дошкольного про­филя. Главной целью его изучения в колледже и вузе явля­ется формирование у студентов глубокого понимания лингводидактических и психофизиологических основ обучения родной речи и вооружение их эффективными методами и приемами работы с детьми. В процессе изучения курса раз­вивается методическое мышление, способность правиль­но оценивать реальные педагогические ситуации, приме­нять теоретические знания в разных условиях.

Пособие написано в соответствии с учебной програм­мой факультетов дошкольной педагогики и психологии, педагогических колледжей и училищ.

Последовательность и содержание глав определяется логикой речевого развития ребенка и организации педаго­гического процесса в детском саду. В главах раскрываются основные понятия, особенности развития разных сторон детской речи, задачи, содержание и методика работы в возрастных группах.

Учебное пособие подготовлено на основе учета тради­ций отечественной методики развития речи и обучения родному языку, опыта преподавания курса в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ле­нина, заложенного Е. А. Флериной и М. М. Кониной. В нем отражены современные взгляды на речевое развитие до­школьников, использованы материалы исследований по­следних лет. В этой связи настоящее пособие можно рас­сматривать как коллективный труд всех, кто разрабаты­вал вопросы методики развития речи детей дошкольного возраста.

Это первый опыт создания учебного пособия по данному курсу, адресованного тем, кто обучается на разных ступенях педагогического образования. Авторы будут признательны за высказанные предложения по его совершенствованию.

Глава I

Теоретические основы методики развития речи

Предмет методики развития речи и задачи курса

v Предметомее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целе­направленного педагогического… Можно выделить фундаментальныеи прикладныезадачи методики как науки. К числу… Прикладные задачитрадиционно определяются следую­щими вопросами: 1)чему учить (какие речевые умения и языковые формы…

В) сущности и отличительных черт яв­лений языка и речи'.

/Естественнонаучную основуметодики составляет учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее… Физиологической основой речи служат временные свя­зи, образующиеся в коре… И. П. Павлов рассматривал речь прежде всего как кине­стетические импульсы, идущие в кору от органов речи. Эти…

Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Развитие речи самым тесным образом связано с разви­тием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является… Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо… В первую группу входят характеристики, согласно кото­рым язык — средство: 1) общения как формы социального…

Функциональные характеристики родного языка

В этих функциях язык выступает с самого раннего воз­раста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном,… Наряду с общими элементами общественно-историчес­кого опыта в языке есть… Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих…

Каковы предмет методики и ее фундаментальные и прикладные задачи?

Какова роль методологических подходов в определении стратегии работы по развитию речи и обучению родному языку?

Какова роль языка и речи в развитии ребенка?

Каким образом методика использует данные психолингвистики, физиологии, языкознания и других наук? Приведите примеры, иллюст­рирующие связь методики со смежными науками.

Какими профессиональными умениями развития речи детей дол­жен овладеть воспитатель детского сада?

Из истории методики развития речи*

Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

Большое внимание уделял развитию речи детей чешс­кий педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592—1672), ко­торого называют отцом научной педагогики. Он… Большое внимание Коменский уделяет наглядности, последовательности и… Названные принципы легли в основу учебных книг по обучению детей латинскому языку: «Мир чувственных ве­щей в…

Развитие методики в России

Лев Николаевич Толстой (1828—1910) дал высокую оценку значения дошкольного детства во всей последую­щей жизни человека. Выступая за гармоническое… Особая роль всоздании системы первоначальною обу­чения отечественному языку… К. Д. Ушинский в основу своей системы положил прин­цип народности, являющийся ключом к пониманию его взглядов. Учение…

Как решалась проблема речевого развития детей в педагогических системах прошлого?