Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников

Автор:

Болковенко Ольга Антоновна,

учитель-логопед

МАДОУ детский сад к/в "Синеглазка"

города Ноябрьск

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, чи­тать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслитель­ной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении мате­матических задач, формулировании определённых правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте  словесно-логического мышления.

Большая часть будущих школьников владеет развёрнутой фра­зовой речью, знаниями и навыками в объёме программы массового дет­ского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятель­ности и речи выпускников показало, что у многих она имеет следующие особенности:

&      поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, не­умение выделить в них главное;

&      неспособность синтезировать информацию;

&      неумение планировать;

&      неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубин­ную сторону проблемы или явления;

&      трудности в формулировании плана логической операции, её хода и ре­зультата.

Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной дея­тельности зачастую являются у 6-7 — летних детей возрастными, физио­логически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагировать­ся же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного

возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж.Пиаже. Причем двое послед­них считают, что мышление дошкольника по природе алогично, так как «не обременено знаниями».

Не ставя под сомнение данное утверждение, можно предполо­жить, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе —абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние сло­весно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме раз­вития, так и в условиях патологии.

Игры для детей

Педагог или родитель выбирает игру, сложность которой вполне соот­ветствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребенку уверенность в себе, и у него появится же­лание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражне­ниям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых уси­лий.

Объединение нескольких детей в группы сделает игры более динамич­ными, эмоциональными и эффективными.

В процессе выполнения этих упражнений у дошкольника активизиру­ется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регуляр­ная и планомерная работа по развитию мышления не только существен­но повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к обучению в школе.

Каждый раз ход игры потребует от дошкольника развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задейство­вано внимание, при проведении других потребуется серьёзная работа па­мяти. Часть упражнений, помимо

мышления, стимулирует воображение дошкольника, активизиру­ют творческие способности ребенка.

&

Таким образом,  взрослые,  играя с дошкольником, совершенствуют самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Характерно, что проведение предлагаемых  игр не требует ника­ких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гу­ляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, поезде, по дороге в дет­ский сад и даже в ванной комнате.

Не все упражнения  снабжены рисунками, и это не случайно. Абстрагирование и обобщение наиболее существенных признаков пол­ноценнее протекает в ситуации, когда ребёнок «не привязан» к конкретному объекту. При решении указанных интеллектуальных задач ребенку потребуется подсказка, совет родителя или педагога. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогут ребенку не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную дея­тельность увлекательной, творческой, развивающей.

После описания определённых игр оставлено место.  Родителям и педагогам интересно будет записать ответы детей с тем, чтобы позже вспомнить их, проанализировать, обсу­дить со специалистом.

Мышление — исключительно сложный психический процесс, до кон­ца ещё неразгаданный учёными. Однако «большое» мышление начина­ется с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Если же взрослые сконцентрируются на точности, чёткости и полноте всех фор­мулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления — речи, оба эти процесса получат дополнительное  развитие.

Успехов вам!

Учитель-логопед Болковенко О.А.

РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ  МЫШЛЕНИЕ

1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

4. Будет кубик катиться? Почему?

5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?

7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картош­кой. Что легче нести?

8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

11.Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12.Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13.По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14.Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15.Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16.На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17.Чем столб отличается от дерева?

18.Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19.Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и за­был. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20.Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21.Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?

22.Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?

23.Для чего зимой надевают шубы?

24.Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

      Список литературы:

  1. З.А.Ефанова «Развитие мышления. Подготовительная группа», издательский дом «Карифей», В. 2010
  2. С.И.Карпова,  В.В.Мамаева  «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет», Творческий центр, С.-П. 2010
  3. Л.Б.Бабкина «Развиваем мышление», ООО «Издательство «АЙРИС  ПРЕСС», М. 2007
  4. Г.С.Швайко «Игры и упражнения по развитию речи», «АЙРИС  ПРЕСС», М. 2006
  5. Т.А.Ткаченко «Обведи и объясни»» (альбом по развитию словесно-логического мышления у детей с нарушением речи), ООО «Издательство «ГНОМ и Д», М. 2001

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002324

Штрих код (№ квитанции) 62502670051721  Дата отправки 22 января 2014 г.