Психическое развитие ребенка-дошкольника (от 1 года до 7 лет)

Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"

Пособие для педагогических училищ (школьных).

М. «Просвещение», 1965 г.

Книга приведена с некоторыми сокращениями

Дошкольный возраст, как указывает советский психолог А. Н. Леонтьев, «это период первоначального склада личности, период развития личностных механизмов поведения».

В этот период развития человека «завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют единство деятельности и единство личности».

Именно потому, что период дошкольного детства есть период фактического складывания личности, он так важен. Каждая стадия развития характеризует отношение ребенка к действительности. Изменение типа деятельности и отношения к действительности, является основным признаком перехода ребенка от одной стадии развития к другой.

За первый год жизни существенно меняется отношение ребенка к окружающему миру. В результате самостоятельного передвижения (ходьба) ребенок устанавливает непосредственный контакт с предметами. Теперь он может проявить большую самостоятельность в действиях с предметами: потрогать предмет, проявить к нему интерес.

В результате общения со взрослыми и по их научению ребенок начинает самостоятельно действовать с предметами, удовлетворяющими его потребности. Вначале он действует вместе со взрослыми, затем под их руководством, а впоследствии и самостоятельно может совершать действия, связанные с приемом пищи и некоторые действия по самообслуживанию (одевание). На втором году жизни происходит изменение отношения со взрослыми. В раннем детстве ребенок действовал по указанию взрослых, совместно со взрослыми. В дошкольном возрасте ребенок смотрит на взрослого как, на образец для его поведения и в своих действиях и поступках руководствуется этим образцом.

Дети этого возраста охотно выполняют поручения взрослых. Движения ребенка принимают целенаправленный характер, он может сам достать предмет, взять свою одежду, умываться, застегнуть пуговицы.

Взрослые обучают ребенка различным движениям, предъявляют к нему требования повторять их, а затем действовать самостоятельно — это ребенок выполняет с большой охотой. «Я сам» — выражает очень часто желание ребенка быть самостоятельным.

Ребенок от 1 года до 3 лет активно овладевает предметными действиями. В развитии и совершенствований действий ребенку помогает игра. В процессе игры ребенок манипулирует игрушками и предметами, стремясь воспроизвести действия взрослых, которые они проводили с данными предметами,— движение, передвижение — начинается формирование предметных действий.

Решающее значение в овладении движениями имеет обучение ребенка и подражание ребенка взрослым.

А. В. Запорожец приходит к выводу, что подражание — одна из самых простых форм обучения и подчеркивает решающее значение подражания для развития движений и поведения ребенка. Подражание превращается в средство планомерного усвоения ребенком совершенно новых, общественно сложившихся форм поведения.

В дошкольном возрасте развиваются разнообразные виды деятельности ребенка: игра, труд, деятельность, связанная с выполнением режима.

Вначале они воспроизводят действия взрослых, овладевая действиями с игрушками.

С двух лет дети начинают играть. Ведущей деятельностью дошкольника (с четырех лет) является ролевая, творческая игра. В процессе игры дети берут на себя определенные роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность и отношения людей. Через взятую роль ребенок усваивает отношения людей друг к другу и к вещам.

Совместных игр у трех-четырехлетних детей еще нет. Вначале роль как бы подсказывается предметом, игрушкой, а затем ребенок преднамеренно берет на себя в игре определенную роль.

В процессе игры ребенок удовлетворяет свое желание подражать взрослым, устанавливаются коллективные отношения, происходит развитие и совершенствование движений, формируется механизм управления своим поведением, развиваются моральные представления и привычки.

В дошкольном возрасте на развитие ребенка оказывает значительное влияние его творческая деятельность, организованная и направляемая взрослыми. На втором году жизни ребенок начинает рисовать и рисует с большим удовольствием. В процессе рисования уточняется его восприятие, он начинает лучше различать цвет и форму предмета, развивается наблюдательность, ребенок преднамеренно выделяет те признаки предметов, которые необходимо отразить в рисунке, чтобы добиться сходства с изображаемым. Рисуя, ребенок активно действует, мыслит, дополняя свой рисунок словами.

В этой деятельности развивается воображение ребенка, он может создавать рисунки по своим представлениям, а часто и со слов взрослых — у него возникают образы отдельных предметов.

Ребенок не только рисует, но и лепит, в результате, помимо развития его анализаторов и формирования согласованных и дифференцированных движений, совершенствуется восприятие им формы, объема, соразмеренности и пропорциональности частей предмета.

В процессе игры ребенок овладевает первыми шагами в области конструирования (кубики, строительный материал), Трех-четырехлетний ребенок осмысливает связи между предметами и планирует свою деятельность, которая постепенно становится творческой.

Все виды творческой деятельности воспитывают у ребенка способности лучшего познания действительности, помогают ему правильно осмыслить и отразить окружающий мир.

Наряду с этим творческая деятельность требует от ребенка проявления настойчивости, выдержки, организованности, целенаправленности и развивает у него эти ценные качества личности.

По творческой деятельности ребенка родители и воспитатели судят о том, насколько правильно отражает ребенок действительность, что он знает и умеет, почему у него возникают неверные понятия, представления об окружающем. Это помогает родителям и воспитателям организовать соответствующую воспитательную работу с ребенком.

В развитии психических процессов у ребенка-дошкольника наблюдаются существенные сдвиги.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее совершенствование анализиторов ребенка, а следовательно, и процесса восприятия. Из непреднамеренного у ребенка третьего года жизни восприятие становится целенаправленным, осознанным — у старшего дошкольника. Формируется наблюдательность: ребенок рассматривает, ощупывает, выделяет части предметов по заранее данному заданию. Возрастает роль слова в восприятии, выделенные качества и свойства предметов ребенок называет.

Процесс восприятия связан с анализом и синтезом воспринимаемых предметов и широкой классификацией их. Следовательно, процесс восприятия развивает мышление ребенка. Сам же процесс восприятия все более совершенствуется в ходе деятельности и в процессе мышления.

В процессе игры у трехлетнего ребенка возникают первые обобщения, что позволяет ребенку решать элементарные задачи, так возникает простейшая форма мышления — наглядно-действенная, связанная с предметной деятельностью ребенка.

Увеличение круга представлений у дошкольника, рост знаний изменяют характер его умственной деятельности. Развитие речи и расширение деятельности создают условия для новых форм мышления. Дошкольник пяти-шести лет сравнивает, а затем рассуждает, обобщает.

Мышление ребенка этого возраста конкретно, образно, эмоционально, наглядно. Рассуждение непосредственно связано с предметом. Ребенок усваивает обобщенные и родовые понятия. Мыслительные операции основываются не только на восприятии, но и на воображении. Появляются первые (хотя и несовершенные) суждения, умозаключения и выводы. Под руководством взрослых и подражая взрослым дети к концу дошкольного возраста делают самостоятельные выводы и обобщения. В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

Как результат общения со взрослыми и расширения круга взаимоотношений, идет развитие речи ребенка. К семи годам дошкольник овладевает всеми основными формами устной речи. Дети на практике овладевают грамматическим строем языка, правилами и пользуются ими в устной речи. К шести годам дети правильно произносят звуки, формируется чувство языка, речь становится все более связной. Речь помогает дошкольнику рассматривать и регулировать практические действия.

Развитие активной речи ребенка является важным моментом этого периода детства. Вначале (до 1 года 6 месяцев) ребенок понимает речь взрослых, а затем уже на основе понимания развивается активная речь ребенка. Прежде всего ребенок овладевает словами, которые постепенно приобретают предметное значение (а не только связанное с определенной ситуацией). Слово употребляется по отношению к предметам, имеющим различные внешние признаки, ребенок одним словом обозначает несколько предметов (столы, стулья, различной формы часы).

Действия с предметами и название этих действий устанавливаются в практической деятельности. На втором году жизни ребенок понимает все слова взрослых, связанные с названиями предметов.

Развитие понимания речи позволяет руководить поведением ребенка с помощью слова. Ребенок выполняет поручения взрослых («пойди», «принеси»), выполняет действия и указания к действию; организуется совместная деятельность взрослых и ребенка (дети могут накрывать на стол, разбирать покупки и т. д.).

У ребенка трех лет начинают вырабатываться основные правила поведения не только путем подражания, показа, но и с помощью словесных указаний взрослых. Обогащается активный словарь ребенка, развивается активная речь. Вначале ребенок пользуется односложными предложениями, а затем двусложными и трехсложными. К концу третьего года жизни в разговорном словаре ребенка встречаются все части речи, слова, входящие в предложения, согласуются.

Дети любят слушать речь взрослых, запоминают маленькие стихотворения и рассказы: это способствует развитию их речи. Развивающаяся речь оказывает большое влияние на все психические процессы — память, мышление, воображение и т. д.

Речь взрослых является образцом для ребенка, он подражает взрослым, стремится говорить, как взрослые. Следовательно, взрослые должны следить за своей речью — не подделываться под речь ребенка, не искажать слова, говорить выразительно, не торопиться.

Дети третьего года жизни любят рассматривать картинки вместе со взрослыми и слушать рассказы по картинкам. В это время ребенок знакомится с жизнью и деятельностью людей, с их отношениями, с их поступками и начинает выражать свое отношение к тому, что видит и слышит.

Вслед за взрослыми, подражая взрослым, ребенок дает оценку поступкам, определяет правильность или ошибочность своих действий.

Это еще очень примитивные, несамостоятельные рассуждения, но эти первые шаги понимания расширяют круг понятий ребенка и являются началом формирования его отношений к окружающей жизни и людям.

Непроизвольное (непреднамеренное) запоминание, свойственное младшему дошкольнику (с года до 5 лет) у старшего дошкольника становится все более произвольным (преднамеренным).

Младший дошкольник запоминает лучше то, что вызывает у него эмоциональное отношение: красочное описание, выразительно прочитанный ему взрослым рассказ, яркий предмет.

Приемы запоминания у детей-дошкольников — повторение за взрослым вслух или про себя. Воспроизведение носит еще образный характер.

Воображение развивается у ребёнка под влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Чем больше впечатлений получает дошкольник от окружающей действительности, тем богаче и совершеннее его воображение. Такое накопление впечатлений происходит постепенно.

Прежде всего у ребенка развивается воспроизводящее воображение, затем появляется воображение творческое. От того, что запас знаний невелик, а воображение развито достаточно сильно, дошкольники часто путают воображаемое и действительное.

Неправильное воспитание ребенка, восхищение его выдумками может содействовать формированию у него пустого фантазерства и бесплодной мечтательности. О том, какое воображение у ребенка, мы можем судить по его рисункам и играм.

Активное развитие процесса восприятия, рост интереса к окружающему вызывают интенсивное формирование непроизвольного внимания дошкольника.

В процессе усложнения игры ребенок все больше и дольше сосредоточивается — его внимание становится направленным и устойчивым. Под руководством взрослых постепенно формируется произвольное внимание.

На основе изменения и обогащения деятельности расширяются и жизненные отношения ребенка-дошкольника. Изменяется отношение ребенка к другим людям и к окружающему его миру вещей и явлений действительности.

Дошкольник все больше и лучше узнает жизнь и деятельность взрослых. У него возникает интерес к жизни людей и к их взаимоотношениям — в своих играх ребенок этого возраста живет, работает, трудится, «как взрослый».

Ребенок третьего года жизни начинает осознавать себя как члена семьи, знает свои обязанности в семье, знает, как надо относиться к взрослым.

Познавая окружающее, ребенок говорит «наш город», «наша улица», «наш дом», «наша страна», тем самым выражая определенное отношение к этим понятиям. У дошкольников возникают первые товарищеские отношения. У детей, посещающих детские учреждения, товарищеские отношения выражены более ярко.

С ростом умений, навыков и знаний ребенка-дошкольника меняется и отношение к нему взрослых. Ребенок становится более самостоятельным, он уже многое может делать сам, поэтому взрослые требуют от него большей самостоятельности в самообслуживании (одевать или снимать с себя одежду, обувь), в приеме пищи, в играх и занятиях.

На трех-четырехлетнего дошкольника взрослые возлагают и первые обязанности — убрать игрушки, аккуратно вешать одежду, следить за порядком на книжной полке.

Взрослые предъявляют к ребенку требования вести себя культурно за столом, вежливо обращаться и со взрослыми, и маленькими. Ребенка обучают употреблять золотое слово «пожалуйста». Дошкольник усваивает некоторые нравственные понятия, выражаемые в требованиях и оценках взрослых, и начинает применять их на практике (можно — нельзя, хорошо — плохо).

Ребенок-дошкольник на четвертом году жизни начинает осознавать свои возможности. Появляется критическое отношение к своим возможностям: «Я умею», «Я не умею», «Я могу», «У меня это не выйдет». Так познаются формирующейся личностью собственные возможности и умения.

Стремление к самостоятельности ярко проявляется у дошкольника, что связано с его возрастной активностью, но часто он стремится проявлять свою самостоятельность и там, где у него нет возможности действовать самостоятельно. Но бывает и так, что взрослые ограничивают самостоятельность ребенка там, где он не только может, но и должен проявлять ее.

Подобные ограничения свободы ребенка вызывают у него своеобразный протест в виде каприза. Иногда такой протест ребенка проявляется как «негативизм — желание поступать вопреки приказанию взрослого и упрямство, которые, закрепляясь, становятся привычной формой его поведения и сопутствуют ребенку в течение ряда лет, отрицательно отражаясь на формировании его личностных качеств.

Следует не допускать дальнейшего развития негативизма и упрямства — этих отрицательных качеств, как только они начинают проявляться. Чаще всего используют такой воспитательный прием, как переключение ребенка с одного занятия на другое, где эти отрицательные качества не будут проявляться.

Расширяется сфера эмоциональной жизни ребенка, у двух-трехлетнего дошкольника чувства проявляются обычно в связи с действиями с предметами, в ходе игр. К концу дошкольного возраста ребенок уже переживает вместе с взрослыми их радости и горе.

Чувство удовлетворения и радости проявляется у ребенка, когда исполняется его желание, когда достигнута цель, к которой он стремился в процессе игры или в процессе труда. Одобрение, взрослых вызывает положительные чувства у ребенка, у него возникает желание вновь пережить это приятное чувство, и он стремится попасть в такую ситуацию, чтобы вновь испытать эти эмоции. Неудовлетворенное желание вызывает у ребенка отрицательные эмоции (плач, крик).

По мере развития чувств ребенок осознает возможность вновь испытать приятное чувство не сейчас, не непосредственно, а в будущем, в действии, которое еще будет совершаться. Так у ребенка возникает представление о будущей деятельности, будущих переживаниях, будущих возможностях удовлетворения своих желаний и потребностей.

Под влиянием взрослых у ребенка начинают развиваться эстетические чувства. Трехлетний ребенок начинает обращать внимание на красивое в природе, в окружающей жизни. Дошкольник охотно слушает рассказы взрослых, рассматривает картины, слушает музыку и начинает выражать свое отношение к слышанному и виденному, в своих оценках чаще всего подражая взрослым.

Постепенно ребенок начинает и самостоятельно испытывать приятное чувство от красивого и неприятное от безобразного. Часто у дошкольника в сходной ситуации возникают ранее пережитые чувства. Так формируются отдельные стороны духовного мира развивающейся личности.

Под влиянием взрослых и их требований в процессе деятельности у старшего дошкольника 5—6 лет уже заметны некоторые устойчивые личностные качества, некоторые сложившиеся формы поведения. Ребенок начинает проявлять в определенных случаях даже волевые усилия, мотивируя это долгом, необходимостью, а иногда и желанием испытать после этого чувство приятного. Так, во имя целей коллективной игры он отказывается от своих желаний, подчиняется требованиям игрового коллектива товарищей в игровой ситуации.

Все эти моменты развития являются тем началом, которое приводит в дальнейшем к формированию волевых черт личности.

У старшего (5—6 лет) дошкольника развиваются и первые нравственные представления. Оценка взрослыми тех или иных поступков ребенка, действие окружающих, героев книг формируют у ребенка простейшие моральные понятия, которые он осуществляет на практике: дома, в семье или в условиях игр со сверстниками. Он учится, как надо вести себя и уже умеет дать себе оценку: хорошо или плохо он сделал, добрый он или злой, смелый или трус и т. д. Возникающее в этом возрасте чувство долга начинает проявляться и в деятельности ребенка.

Однако у ребенка этого возраста проявляется еще большая неустойчивость чувств и слабая нравственная направленность их. Физическое, умственное и нравственное развитие ребенка за дошкольный период детства готовит его к обучению в школе. Психологическая подготовка к систематическому обучению, воспитание желания учиться, стремление получать знания воспитывается у детей и в детских учреждениях, и в семье, поэтому у старших дошкольников уже ярко проявляется желание быть учащимся, начать учиться и включиться в новую для него жизнь — жизнь школьника.

Популярные статьи сайта из раздела «Еда и здоровье»

Можно ли похудеть с помощью зеленого кофе?

Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем такого особенного и почему зеленый кофе стал средством номер один для похудения? Читать далее.

Способствует ли пищевая сода избавлению от жира?

Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами! Чудо-диеты и волшебные обертывания, травяные настои и экзотические продукты. Но чего не сделаешь ради красоты? В фаворе сегодня пищевая сода. Можно ли похудеть с ее помощью? Читать далее.

Можно ли сбросить лишний вес с помощью имбиря?

Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас и экстракт ананаса. После него панацеей объявили зеленый чай. Теперь же пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с помощью имбиря или это разбитые надежды худеющих? Читать далее.

Как не поправиться зимой: секреты идеального веса

Летом худеть очень легко, ведь радужное солнышко манит на прогулку, хочется плескаться в водичке и кушать только спелые овощи и фрукты с приусадебного участка. Зимой же ситуация обстоит совершенно в ином направлении: дабы скомпенсировать нехватку дневного света и тепла желудок бастует и требует пищи, да побольше, попитательнее. Читать далее.

Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»

Почему нам снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. В целом ряде сонников разным родственникам отводятся различные роли. Читать далее.

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Читать далее.

Если приснился плохой сон.

Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Читать далее.