Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5–7 лет

Библиографическое описание: Каминская М. Ю. Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5–7 лет [Текст] / М. Ю. Каминская // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 50-52.

Дошкольное детство — время закладывания основ личности: время интенсивного развития познавательных способностей и эмоциональной сферы, формирования моральных и нравственных представлений и норм.

«Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.».

(А. Н. Леонтьев). Процессы развития эмоционального контроля, перехода от внешней к внутренней регуляции поведения и установления соподчинения мотивов поведения протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка мы считаем важнейшей задачей педагога — психолога.

В последнее время отмечается устойчивая тенденция к росту количества детей с высоким уровнем тревожности, что становится актуальной проблемой для работников общеобразовательных учреждений.

По мнению Немова Р. С. тревожность — это «отрицательное эмоциональное состояние, выступающее в качестве неадекватного обстановке стойкого ощущения страха, ожидание неблагополучия со стороны окружающих в ситуациях, связанных с измененным или новым содержанием, а также в ситуациях нейтрального характера». Значимость исследований проблемы тревожности определяется связью между данным отрицательным эмоциональным состоянием и психосоматическим здоровьем.

Тревожность как свойство личности является предпосылкой дезадаптации человека.

Во всех случаях проявления тревожности будут иметь специфический характер. Тревожность, как устойчивое состояние личности, подобно дезадаптации приводит к соответствующим нарушениям:

- психосоматическим отклонениям в здоровье человека (неврозы и т. д.);

- активно-защитным способам поведения (агрессивно-протестная форма дезадаптации);

- пассивно-защитным способам поведения (капитулятивно-депрессивная форма дезадаптации).

В целом, тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности, которое наблюдается в конфликте между самооценкой и уровнем притязаний и свидетельствует о нарушенном равновесии внутреннего мира человека. Эмоциональное состояние тревоги свойственно всем людям и играет «охранительную» функцию в поведении, особенность лишь в выраженности ее черт.

С целью предупреждения неблагоприятных путей развития и коррекции имеющихся проблем в развитии эмоционально-волевой сферы (высокий уровень тревожности, нестабильная самооценка, страхи) мы проводим курс развивающих занятий. В основе программы курса — методика М. И. Чистяковой по психогимнастике. В работе мы делаем акцент на обучении детей выразительным движениям (пантомимика), формировании эмоциональной грамотности (тренировку узнавания эмоций по внешним сигналам), снижении эмоционального напряжения с помощью обучения приемам саморасслабления и тренировки психомоторных функций. Важной частью работы является оптимизация межличностных отношений, в рамках которой проводится коррекция поведения с помощью ролевых игр, формирование у детей морально-этических представлений.

Эффективность работы по данному направлению возможна при организации и высокой заинтересованности всех субъектов образовательного процесса: и педагогов, и родителей, и детей.

Работа по направлениям осуществляется в следующих формах:

1. Психогимнастика в группе;

2. Лекции;

3. Индивидуальное консультирование.

Психогимнастика с детьми проводится 1 раз в неделю.

Для занятий формируются группы: из 5 детей 5 лет и из 5 детей 6 лет с повышенной тревожностью. При определении состава участников соблюдаются принципы композиции коррекционных групп. С одной стороны, в одну группу объединяются дети с тождественными трудностями в развитии — повышенной тревожностью, страхами, что позволяет осуществить прицельную коррекцию с помощью специально отобранных узконаправленных игр, игровых упражнений, других методов (арт-терапия). С другой стороны, принцип дополнения сохраняет свою силу в отношении более частных проявлений синдрома. Например, в одну группу объединяются дети с различной степенью выраженности тревоги, типами тревожности (избирательный — комбинированный — недостаточный — оптимальный), а также отличающиеся по объекту страха: страх темноты, одиночества, незнакомых людей. Кроме этого, принцип дополнения выражается в различии личностных черт, темпераментов детей.

Дополнительно соблюдается одновозрастной принцип при организации коррекционных групп.

Дети с оптимальной тревожностью участвуют в группе психогимнастики в качестве «фоновых», придавая работе более конструктивный характер. Их реакции и поведение служат своеобразным примером для других детей.

Кроме игровых приемов на занятиях применяются методы беседы, творческого сочинения, продуктивные виды деятельности с целью сплочения группы и развития социальной компетенции детей.

Курс занятий проводится согласно этапам развития групповой работы с учетом специфики задач, тактики поведения психолога, средств и методов работы. В основе занятий лежит четырехфазная структура, предложенная М. И. Чистяковой. Для каждой из фаз занятия характерны собственные задачи: будь то знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой или выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, или тренинг моделированных стандартных ситуаций, или снятие психоэмоционального напряжения.

Работа с педагогами и родителями проводится в форме индивидуальных консультаций, в процессе которых решаются вопросы взаимодействия с проблемным ребенком на занятиях, в быту; вопросы по разрешению назревших конфликтов. В ходе этой работы помогает тестирование, направленное на выявление эмоционального состояния родителей и на определение причин конфликтности между родителями и детьми.

Причины заострения тревожных состояний у детей затрагиваются в курсе лекций для родителей.

Качественные изменения в поведении детей и количественные — в подгруппах тревожности — постепенно происходят в ходе коррекционной работы. Задачи курса по преодолению барьеров в общении, по развитию лучшего понимания себя и других, по снятию психического напряжения решаются в процессе работы. У детей, участвующих в занятиях снижается напряженность, беспокойство в движениях. Речевые высказывания постепенно приобретают большую интенсивность, речь становится выразительной. Дети начинают проявлять инициативу в ответах, в выборе роли.

Таким образом, правильно подготовленная и организованная программа по коррекции способствует профилактике и коррекции неблагоприятных вариантов развития эмоциональной сферы ребенка.

  1. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. — М. 1995
  2. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] — 3-е изд. испр. СПб. Союз, 1997. — 224 с.
  3. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. [Текст] / учеб. пособие. Российское педагогическое агентство, 1997. — 192 с.
  4. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1 [Текст] — ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 304 с.
  5. Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст] / Под ред. М. И. Буянова. — 2 –е изд. — М. Просвещение, 1995. — 104 с.
  6. Ермолаева, М. В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста [Текст] / М. В. Ермолаева, Л. Г. Миланович — М. Институт практической психологии, 1996. — 104 с.
  7. Левис, Ш. Ребенок и стресс [Текст] / Ш. Левис, Ш. К. Левис. — СПб. Питер Пресс, 1996. — 208 с.