Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Библиографическое описание: Гущина Е. А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников [Текст] / Е. А. Гущина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М. Буки-Веди, 2013. — С. 36-38.

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими.

У 70 % детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности в коммуникативной сфере.

80 % детей этой категории имеют нарушение эмоционально-волевой сферы: проявляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность, двигательная расторможенность.

Для 40 % характерен низкий уровень развития познавательных процессов

Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих,умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения.

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому.

Но практическая работа показывает, что в связи с реализацией других направлений общеобразовательной программы ДОУ, целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания. Вместе с тем представления о практических методах и приемах работы по данной проблеме были и до сих пор остаются нечеткими, неконкретными и основываются на педагогической интуиции. Дефицит времени на занятиях приводит к тому, что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.

Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения.

Опираясь на это, мною был разработан проект «Вместе весело живем», который включает в себя систему коррекционно-развивающих игр по развитию коммуникативности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие и коррекция коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

- Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения

- Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе

- Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение

- Учить ребенка выражать свои эмоции

- Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения

- Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения

В основу этой программы легли занятия О. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников», дополнена упражнениями, взятыми из книги К. Фоппеля “Как научить детей сотрудничать”, авторскими разработками.

Цикл занятий рассчитан на учебный год и состоит из следующих блоков: