Скачать:

Предварительный просмотр:

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, лаконично и уместно (в соответствии с конкретной речевой ситуацией) ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Одним из эффективных средств развития речи дошкольников является дидактическая игра, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.

Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь  критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго.

Игра учит детей общаться и понимать других людей.

Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ''верно-неверно'', ''можно-нельзя'', ''внутри меня-вне меня'' и другие.

Выбирая тему по самообразованию, я исходила из того, что одной из ведущих видов деятельности детей является игра. Именно она пронизывает всю жизнь ребенка, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Цель данной работы  - изучить теоретические основы использования дидактических игр в процессе воспитания; проанализировать уровень развития речи у детей; апробировать дидактические игры в работе по формированию грамматического строя речи,  формированию словаря, формированию звукопроизношения, развития связной речи.

Исходя из цели поставила перед собой следующие задачи:

1)изучить методическую литературу по данной теме;

2)поднять уровень знаний, умений, навыков своей профессиональной подготовки.

В начале учебного года, я составила план изучения темы, наметила сроки и методические рекомендации. Изучила и подобрала методическую литературу:

-Программа «Детство»;

-Игры для детей 2-6 лет;

-Дошкольное воспитание;

-Развивающие игры для детей 3-7 лет;

-Развивающие игры для дошкольника, А.В. Печерога, 2008;

И д.р.

Мной была проведена работа с родителями. Для того, чтобы родители получили как можно больше информации о развитии речи ребенка, я разработала рекомендации для родителей на тему: «Развитие правильной речи ребенка в семье».

Также были подготовлены памятка для родителей: «Игры и игровые упражнения для развития речи» и консультация «Сущность дидактической игры, её виды».  После проведенных индивидуальных бесед, я была приятно удивлена, что наши родители не остались в стороне и всячески пытаются понять важность данной темы. Сейчас очень большой выбор дидактических игр для развития речи в продаже, они очень красочно оформлены, дети с удовольствием играют в них. Беседуя с родителями, я узнала, что много дидактических игр приобретается для детей и все больше родителей играют в эти игры с детьми дома. Это подтверждается и тем, что дети все чаще приносят дидактические игры в детский сад. Я тоже решила внести свой вклад и изготовила дидактические  игры своими руками: «Магазин», «Лото», «Волшебные картинки», в которые дети с удовольствием играют. Также были приобретены готовые дидактические игры для развития речи: «Транспорт», «Шиворот-навыворот», «Хитрые предметы».

Для более углубленного изучения этой темы, я составила картотеки:  «Дидактические игры для развития речи», «Пальчиковые игры», в которые включила игры, предусмотренные программой «Детство» в средней группе.

В начале учебного года мной был составлен перспективный план проведения дидактических игр с указанием цели и задач, методов проведения каждой игры, в котором выделила 2 момента:

1)ознакомление с окружающим;

2) развитие речи;

Также были составлены конспекты игр и занятий. В которых дети с удовольствием принимали участие, были активны и эмоциональны.

Была проведена фотосессия детей в процессе игровой деятельности.

Проведя всю запланированную работу в учебном году, мной была сделана диагностика. По результатам, которой видно, что уровень развития речи у детей значительно повысился по сравнению с началом учебного года.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель и задачи проведенной работы достигнуты.

По теме:

В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру".

Раскрывается теоретическое обоснование необходимости воспитания экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного повежения, бережного отношения и любви к природе с помощью дида.

Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприят.

. Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа с дошкольного детства, поскольку здесь закладывается фундамент личности, развиваются ее многообра.

В презентации представлены дидактические игры и пособия, способствующие наиболее эффективно развивать фонематическое восприятие старших дошкольников с ОНР, позволяющие разнообразить индивидуальные и п.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов.Речь – самый простой и самый сложный.