Развитие творческих способностей у дошкольников. (Продолжение)

В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

Вторым компонентом творческих способностей является творческое мышление.

Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. (О. К. Тихомиров)

Рассмотрим особенности мышления, необходимые для развития творческих способностей.

1. Быстрота мышления - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость мышления - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность мышления - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность мышления - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

В настоящее время всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Мнение учёных разделились:

- психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет;

-с самого раннего возраста; эта гипотеза находит подтверждение в физиологии, мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы

жизни. Это дозревание зависит как от многообразия и интенсивности, насколько стимулируется средой.

- творческая направленность, врождённая и свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием системы воспитания, образования и социальной практики.

Одним из компонентов развития творческих способностей является развитие творческого мышления, которое заключается в формировании ассоциативности, диалектичности и системности мышления.

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. (Сефф. «На свете всё на всё похоже – змея на ремешок из кожи.) Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

Диалектичность – это способность видеть противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Пример ситуаций, когда ребенок сам может сделать необходимые обобщения и выводы.

— Что будет, если начать надувать резиновый шарик? Если долго надувать?

— Почему он лопнет? Обсудите ситуацию с ребёнком, как она развивается.

Вывод: если шарик сильно надувать, резина истончается и он лопается, значит не надо сильно надувать.

Развитие системности мышления в дошкольном возрасте предполагает:

- формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени; (Что вначале, что потом)

- развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

Вторым компонентом творческих способностей является воображение.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, (ощущение, восприятие) в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита Б. Н. Никитина и Л. Кэррола, можно выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее пол-зание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Создание развивающей среды.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваться тем успешнее,

чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под-сказку. К сожалению, подсказка - распространенный способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

В. О Сухомлинский подчёркивал, что только творческий учитель способен зажечь в учениках жажду познания и творчества. Только творческий человек – может воспитать творческую личность. Педагогическая креативность педагога развивается на протяжении всей его педагогической деятельности. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая развивает гибкость мышления.

Игра «Что упало? »

Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина, упала ложка – придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Я буду говорить, что упало, а вы придумываете приметы, например, кто- придёт, что- то произойдёт в жизни, в природе и т. д, и в случае возникновения вопросов у

других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее.

Например: конфетка упала… монетка упала. флешка упала.

А сейчас игра на развитие воображения.

«Фотозагадки»

Посмотрите на экран.

Изображено нечто на первый взгляд не вполне понятное, допускающее

различные трактовки. Это может быть обыкновенный предмет, но

снятый в необычном ракурсе (например, вид снизу, сверху и т. д.)

какой-либо странный предмет неизвестного назначения, отдельная деталь чего-либо.

Ответьте.

1. Что изображено на снимке?

2. Как можно было бы озаглавить данный снимок.

Дошкольный возраст предоставляет большие возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

У каждого из нас в душе,

Талант таится,

И важно в детстве,

Дать ему раскрыться.

Психолого- педагогические основы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно- исторической уникальностью. (Большой российский энциклопедический словарь) .

Способность - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности. (Б. Теплов) .

Творческие способности – это синтез свойств и особенностей личности, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. (Психологический словарь под ред. Б. Г. Мещерекова) .

Креативность — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. (Психологический словарь под. ред. А. В. Петровского)

«Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений, путем переработки материала, восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский)

Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. (О. К. Тихомиров)

Особенности мышления, необходимые для развития творческих способностей.

1. Быстрота мышления - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость мышления - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность мышления - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще-принятыми).

4. Законченность мышления - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Условия развития творческих способностей: раннее физическое развитие, создание обстановки, опережающего развития, максимальное напряжение сил; свобода в выборе деятельности, умная, доброжелательная помощь взрослых, мотивация ребенка к творчеству.

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник,

если оставить его без пищи.