Подготовка дошкольников к обучению в школе посредством развития мелкой моторики рук

Подготовка дошкольников к обучению в школе

посредством развития мелкой моторики рук

Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. В 7 лет в мышцах ребенка имеется сложно настроенный двигательный аппарат. Однако нервная регуляция движений ребенка еще несовершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям дошкольников. Тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, дает возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.

Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а, кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Поэтому следует уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.                                                             

  1. Информация об опыте…………………5
  2. Технология опыта ……………………7
  3. Результативность опыта ……………24
  4. Библиографический список ……………25
  5. Приложение к опыту…………………26

Актуальность опыта

Подготовка  детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, которая с каждым годом становится все актуальнее. Поэтому следует уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – один  шаг, а от  новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».  Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Они установили, что уровень развития руки детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, т.к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.

Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М. Лыков, Ю.Ф. Змановский,  Н.Т. Терехова, М.Ю. Кистяковская, М.М. Кольцова, С. О. Филиппова – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены  недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном  этапе.  Следовательно, уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать  условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки  ручной умелости.

Ведущая идея опыта

Письменный способ выражения мысли – одно из величайших достижений опыта человечества. Значение умения пользоваться этим способом общения для каждого человека исключительно велико. Различные области деятельности в большинстве своем тесно связаны с процессом письма. Однако письмо может стать подлинным средством общения лишь в том случае, если оно будет удобно читаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется  и культура самого пишущего и уважение к тому, кто будет читать написанное. Поэтому задачей школы является формирование полноценного навыка письма. Выработать у учащихся четкое, красивое письмо невозможно в короткий  срок; для этого потребуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.

Ручная умелость (моторика рук) является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет лишь  «набитая рука», а не развитие личности. Ручная умелость является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребенка.

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др. требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества  роль руки исключительно велика. Она дала возможность  развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.

Что же представляет собой  рука  к моменту поступления в школу?  Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. В 7 лет в мышцах ребенка имеется сложно настроенный двигательный аппарат. Однако нервная регуляция движений ребенка еще несовершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям дошкольников. Тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, дает возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.

Рассматривая движения руки во время письма, многие исследователи отмечают, что существуют различные способы выписывания букв. Однако, письмо, выполняемое движениями пальцев, целесообразнее, т.к. является наиболее экономным, а, следовательно, и потенциально более скорым. У детей же младшего дошкольного возраста кистевые движения развиты лучше, чем движения пальцев. Исследования, проводимые для изучения возможности подготовки к формированию навыка письма, показывают, что детям 4-7 лет легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев (наиболее задействованных в  процессе письма) и труднее – вращательные движения этих пальцев.

Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а, кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Поэтому следует уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация  деятельности, направленной на развитие руки ребенка, в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе и успешную адаптацию к новым условиям.

Технология опыта

Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе, слабой эмоциональной – волевой сфере ребенка. Поэтому я решила заняться этой проблемой вплотную, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами  развивается именно в дошкольном возрасте.

Работу по развитию мелкой моторики рук своих детей я начала со старшей группы. Вначале я выявила исходный уровень развития мелкой моторики рук детей. Для этого я использовала задания различной степени трудности. Проведя исследование своих воспитанников, я обнаружила низкий уровень развития мелкой моторики рук: большинство детей плохо владеет карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений.

Исходя из этого, я поставила перед собойцель. Развить и подготовить руку ребенка к письму.

Для выполнения своей цели я выделила следующиезадачи:

  • Формирование устойчивого интереса, выработка  графических навыков;
  • Развитие творческих умений (художественных, изобразительных, речевых, графических…);
  • Развитие умственной деятельности;
  • Воспитание нравственно-волевых качеств;
  • Совершение практической деятельности.

На основе этих задач я составила перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, благодаря которому смогла распределить материал таким образом, чтобы учесть возрастные и индивидуальные особенности детей, а также охватить все разделы предполагаемой работы по данной теме.

Перспективный план работы

по развитию мелкой моторики рук

                                                                                                                  старшая группа