Программа социального развития детей дошкольного возраста "Хозяюшка"

Пояснительная записка

… Воспитание не только должно

развивать разум человека и дать

ему известный объём сведений,

но должно зажечь в нём жажду

серьёзного труда, без которой

жизнь его не может быть ни

достойной, ни счастливой…

К. Д. Ушинский

Повседневная жизнь ребёнка в детском саду наполнена увлекательными делами, идеями, проблемами, включает его в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности, что в свою очередь  требует от них умения ориентироваться в  окружающей жизни, самостоятельно и творчески действовать.

Ориентиром  в жизни детей выступают взрослые. Возрастные возможности детей среднего дошкольного возраста позволяют им сделать важные шаги в приобщении к миру взрослых, интеллектуальному общению. Данный возраст весьма значим для воспитания ценностного отношения к труду сотрудников детского сада и всех, кто заботится о детях.

Ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении даёт возможность приобщения ребёнка к современному миру взрослых, расширения его познавательных контактов с взрослыми, учит общению с незнакомыми людьми.

Влияние взрослого на ребёнка огромно и многофункционально. Он является организатором жизни, объектом познания, носителем средств и способов внешних и внутренних действий. Особенно важно, что взрослый – образец, модель в приобретении ребёнком собственного опыта.

Сотрудники кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена  считают, что дошкольное детство – период первичной социализации личности. В этот период ребёнок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает опыт для жизни в обществе. Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом  взрослых играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром.

Серьёзные экспериментальные исследования  по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых под руководством доктора педагогических наук, профессора В. И. Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии вокруг которого и выстраивается информация.

Приобщение к труду как ценности возможно лишь в условиях особого характера общения, где нравственные ценности не навязываются взрослыми, а присваиваются детьми через осознание своего отношения к труду взрослых.

Задача кружка состоит в том, чтобы познакомить детей с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда и удовлетворение потребностей людей, научить вычленять компоненты трудовых процессов, сформировать первое обобщенное представление о некоторых видах труда и профессиях.

Как известно, интерес  к  труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве,  важно не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. Приобщение ребёнка к миру взрослых – одна из сложных и значимых проблем современной жизни. Существуют разные подходы к решению проблемы приобщение детей к этому миру: через ознакомление с трудом взрослых; через овладение детьми трудовыми навыками и операциями; через интерес к личности взрослого человека и отношения к нему.

Ценным аспектом программы « Хозяюшка» является осознание ребёнком социально одобряемого отношения к труду, побуждения желания следовать тому, что достойно подражания  приобретение устойчивого познавательного интереса к труду взрослых, стремление помогать старшим, стать таким же умелым, как они, научиться трудиться. Кроме того, ознакомление детей с конкретными трудовыми процессами позволяет показать ребёнку структуру труда, сам ход достижения результата. Особо важно -  содержание программы предусматривает освоение субъектной позиции в детской деятельности, побуждение детей к отражению полученных впечатлений в играх, формирование прочной базы представлений о трудовых процессах взрослых для переноса их на собственную  детскую трудовую деятельность.

В силу возрастных психологических особенностей (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности) ребёнок дошкольного возраста «проникает» в мир взрослых дел, узнаёт секреты трудовых процессов и удивляется получаемым результатам.  Педагогам в детском саду необходимо создавать атмосферу доверия, содружества, гуманистического взаимодействия во взаимоувлекательной деятельности, особое внимание уделять совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать непосредственное участие в деятельности взрослых.

Календарно – тематический план на 2008 – 2009 учебный год

Сентябрь.

1 занятие «Давайте знакомиться».

Цель: Развивать интерес к жизни и деятельности окружающих людей в детском саду. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда (помощник воспитателя).

   2 занятие «Мы по саду гуляем, профессию прачки изучаем».

Цель: Закреплять представление детей о труде взрослых, о трудовых действиях совершаемых  ими. Поддерживать в детях желание подражать взрослым.

  3 занятие «Мы уже большие можем помогать и свои игрушки на место убирать».

Цель:  Учить искусству «договора» о совместной деятельности. Понимать значение своего труда для окружающих. Воспитывать желание трудиться.

   4 занятие «Если кукла опрятна, на неё смотреть приятно».

Цель: Показать, детям как приводить в порядок одежду и волосы кукол. Учить детей подбирать по  размеру одежду для кукол, переодевать их, расчёсывать, завязывать банты. Развивать умение радоваться результатам своего труда.

5 занятие «Мыло пенится в водице, не привыкли мы лениться».

Цель: Привлечь детей к стирке кукольного белья. Научить сортировать бельё по цвету (светлое, тёмное), знать, что стирать надо  сначала светлое бельё. Учить намыливать  бельё, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, аккуратно развешивать. Воспитывать интерес к труду, стремление старательно выполнять поручения, оказывать помощь друг другу.

6 занятие « А теперь за дело дружно – убирать участок нужно».

Цель: Воспитывать стремление трудиться на общую пользу, развивать старательность, активность, самостоятельность. Учить пользоваться инвентарём: лопатами, граблями.

7 занятие « Будет в группе чистота, будет в группе красота».

Цель: Познакомить детей с секретом составления букетов, учить наполнять вазы до половины водой, отбирать цветы для своего букета, придавая букету декоративный вид, подбирая веточки, листья оригинальной формы. Развивать эстетический вкус, желание украшать группу цветами.

8 занятие « Мы посуду чисто мыли, вытирать не позабыли. Чашки, блюдца в ряд стоят и на солнышке блестят».

Цель: Продолжать учить детей правильно и последовательно выполнять отдельные действия: надевать фартук, засучивать рукава, пользоваться губкой и мылом, тщательно ополаскивать посуду  и насухо вытирать. Проявлять в процессе труда аккуратность.

1занятие «Лист бумаги – обычный, но какой он пластичный».

Цель: Познакомить детей с разными видами бумаги. Учить детей делать альбом: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Воспитывать аккуратность в работе с клеем при наклеивании готовых форм.

2 занятие «Есть домик у гнома  - но, не видно забора! Вы, дети, ему помогите, заборчик скорей смастерите».

Цель: Продолжать учить детей работать с бумагой: делать заборчик, складывая прямоугольный лист бумаги пополам; отрезать узкие полоски. Вызвать интерес к труду, удовлетворение от выполненной работы.

З занятие « Мебель для гномов».

Цель: Закреплять работу с клеем: аккуратно намазывать отдельные детали и тщательно приклеивать к основным формам (стул, коврик). Способствовать творческому проявлению при составлении орнамента коврика.

4 занятие «Автобус для гномов».

Цель: Продолжать учить делать автобус, складывая лист бумаги пополам, приклеивать детали (колёса, окна, двери) к основной форме предмета. Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

5 занятие « Начался дождик, вот беда! Спрятаться гномам – некуда! Дружно за дело скорее беритесь, зонтики делайте и не ленитесь!».

Цель: Закреплять умение вырезать круг по контуру, накручивать полоску бумаги на карандаш( ручка зонтика), развивать интерес к оформлению поделки. Воспитывать положительные взаимоотношения в труде, желание оказать помощь гномам.

6 занятие «Сделаем малышам игрушки».

Цель: Закреплять полученные ранее умения работать с бумагой, клеем, ножницами. Продолжать развивать  интерес к совместному труду. Воспитывать желание доставлять радость другим детям.

7 занятие « Флажки к празднику».

Цель: Учить детей делать цветные флажки: сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны, делать чёткую линию сгиба, наклеивать флажки на шнур на равном расстоянии. Развивать ответственное отношение к труду.

8 занятие «Зачем и почему нужно это делать».

Цель: Формировать у детей представление о необходимости труда. Расширять знание о трудовых процессах.

1 занятие « В гостях у трёх медведей».

Цель: Познакомить с правилами сервировки стола, используя технологическую карту. Упражнять детей в умение самостоятельно выполнять поручения. Воспитывать желание помогать взрослым.

2 занятие «Мы снова посаду сегодня гуляем, профессию повара мы изучаем».

Цель: Продолжать развивать интерес к жизни и деятельности окружающих людей. Расширять представления о труде повара: делает фарш с помощью электрической мясорубки, стряпает котлеты, пирожки, нарезает овощи, варит компот, кисель, готовит разные блюда. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание им подражать.

3 занятие «Царство кухни».

Цель: Познакомить детей с кухонной посудой, электрическими приборами, их назначением и правилами эксплуатации.

4 занятие «Поработали на славу – хорошо бы чай попить».

Цель: Познакомить детей с процессом приготовлением чая. Дать представления об основных видах чая (зелёный, чёрный, листовой, рассыпчатый). Рассказать о том, что при заваривании чая человек вкладывает душу и любовь и чай получается ароматнее и вкуснее.

5 занятие «Целебный чай для домовёнка Кузи»

Цель: Продолжать знакомить детей с технологической картой. Познакомить с процессом приготовления целебного чая из ромашки, мяты, липы. Расширять знание о народной медицине. Воспитывать чуткость, желание оказать помощь больному человеку.

6 занятие «В гости мы к друзьям пойдём, морс с собою принесём!».

Цель: Познакомить детей с технологией приготовления морса.  Учить  определять по вкусу основные компоненты морса. Удовлетворять потребность ребёнка быть изобретателем, подражая взрослым.

7 занятие « В гости к малышам схожу, салат осенний отнесу».

Цель: Закреплять понятие «овощи», « фрукты». Учить осторожно, резать отварные овощи ножом, развивая при этом мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить пользоваться технологической картой. Дать возможность побыть в роли взрослого, соблюдая технику безопасности и правила подготовки к работе.

8 занятие «Себе мы приготовим салат фруктовый».

Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием салатов, приготовлением соусов, подливов, развивать познавательную активность. Упражнять  в работе с ножом, использовать технологическую карту. Воспитывать аккуратность в работе, желание трудиться сообща.

9 занятие « За окошком снег идёт, а я ем торт с вареньем!  Потому что у детского сада сегодня  - День рожденья!».

Цель: побуждать детей проявлять творчество при работе с тестом в процессе приготовления торта. Показать роль электрической мясорубки, в экономии времени хозяйки. Воспитывать желание доставлять радость себе и другим.

Декабрь.     

1 занятие « Полюбуйтесь, посмотрите, хоть сориночку найдите!».

Цель: Познакомить детей с правилами наведения порядка в групповой комнате: этапы и последовательность трудовой деятельности. Понимать, что труд каждого является частью совместного труда.

2 занятие «Наши помощники».

Цель: Познакомить детей с назначением и правилами эксплуатации пылесоса. Дать детям возможность самостоятельно попробовать пропылесосить ковёр в групповой комнате.

3 занятие « Ты дружок, не зевай, нас скорее поливай!».

Цель: Дать представления о способах  и правилах ухода за комнатными растениями: по мере необходимости поливать отстоянной водой комнатной температуры протирать листья; рыхлить почву, не повредив корни. Воспитывать бережное  заботливое отношение  к растениям, желание ухаживать за ними.

4 занятие « В царстве растений».

Цель: Закреплять представления о том, что растениям нужна вода, свет, тепло, за ними надо ухаживать. Учить применять разные способы ухода за листьями: протирать тряпочкой; листья фиалки очищать щёточкой, мелкие листья опрыскивать из пульверизатора. Вызвать желание трудиться самостоятельно.

5 занятие « К новому году сделаю игрушку для своей подружки» (фонарики)

Цель: продолжать учить детей аккуратно складывать полоски бумаги, делить их на 4 части,

украшать  фонарики готовыми деталями. Воспитывать старательность, желание доставить радость другу.

6 занятие « Изготовление масок и деталей новогодних костюмов».

Цель: Учить делать маски и отдельные детали костюмов для новогоднего праздника. Развивать творчество, умение создавать радостное настроение оказывать в процессе работы друг другу помощь. Воспитывать отзывчивость.

7 занятие «Мы можем красиво разрезать яйцо! На что похоже стало оно?».

Цель: Продолжать работу с технологической картой. Познакомить с секретами варки и очистки яиц. Продолжать учить работать с ножом. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать фантазию и аккуратность в работе.

8 занятие « К новому году – группу украсим, гостей позовём! Танец станцуем и песню споём!» (приготовление печенья «новогодние фигурки»).

Цель: Продолжать учить работать с технологической картой. Познакомить с электрическим миксером. Учить замешивать тесто, раскатывать его и вырезать фигурки. Воспитывать дружеские взаимоотношение.

Январь.

1 занятие «За дело берёмся дружно! Уборку сделать нам в группе нужно!».

Цель: Воспитывать интерес к труду и желание старательно выполнять поручения.

2 занятие «Добрый доктор Айболит».

Цель: Познакомить с работой медицинской сестры. Способствовать  снятию детской тревожности при посещении медицинского кабинета и страха перед лечением. Поддерживать в детях желание подражать взрослым в дидактической игре « На приёме у врача».

3 занятие « Изготовление игрушек для игр с ветром».

Цель: Учить работать с бумагой, разной по плотности и фактуре. Учить складывать бумагу в разных  направлениях. Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми, желание и умение участвовать в  планировании общего труда.

4 занятие « Я тружусь, тружусь, тружусь – подарки делать не ленюсь!».

Цель: Закреплять полученные ранее умения работы с бумагой. Продолжать развивать интерес к совместному труду, творчеству.

5 занятие « Бутерброд « Хитрый».

Цель: Познакомить детей с понятием «бутерброд». Учить самостоятельно, делать бутерброды. Удовлетворять потребность детей в проявлении самостоятельности, фантазии. Развивать мелкую моторику рук.

6 занятие « Открываю шире рот – съесть хочу я бутерброд! Очень я его люблю приготовить сам его смогу!».

Цель: Продолжать учить самостоятельно, делать бутерброды, соблюдая последовательность: нарезать хлеб; намазать маслом; сложить бутерброд и украсить (зеленью, заготовками из овощей). Удовлетворять потребность детей в ощущении себя умелыми, как взрослые.

1 занятие «Я теперь большая – в огороде буду маме помогать».

Цель: Учить детей сеять семена укропа и петрушки в сделанные бороздки, засыпать, разравнивать землю, умеренно поливать. Воспитывать трудолюбие.

2 занятие « Мне совсем не трудно взрослым помогать».

Цель: Учить детей подклеивать книги: нарезать полоски, приклеивать, прижимать салфеткой. Развивать умение чётко действовать в соответствии с указанием взрослого.  Формировать желание трудиться на общее благо.

3 занятие « Семья осьминожек».

Цель: Продолжать учить детей делать из полосок бумаги объёмные игрушки( осьминога): сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; надрезать бумагу узкими полосками( щупальца, водоросли); обрывать бумагу, придавая ей определённую форму (камни).

4 занятие « Кружка для Кузи».

Цель: Учить детей из прямоугольного листа бумаги делать разные по величине цилиндры. Самостоятельно придумывать украшения для поделки. Развивать навыки коллективной работы.

5 занятие « Мы не Емели всё умеем».

Цель: Учить делать коврик: переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги, подбирать два подходящих друг другу цвета. Развивать художественный вкус. Воспитывать усидчивость, аккуратность, старательность.

6 занятие « Сюрприз для папы».

Цель: Познакомить детей со свойствами поролона учить делать из  поролона объёмные игрушки. Совершенствовать навыки  работы с ножницами. Воспитывать стремление доставлять радость родным людям, изготовив подарок своими руками.

7 занятие «Папу с праздником поздравлю и печеньем угощу».

Цель: Продолжать учить детей осторожно работать с миксером. Упражнять в замешивании теста, умение раскатывать его, вырезать формочками печенье. Дать возможность ребёнку сделать приятное для любимых людей.

1 занятие  « Подарки мамам и бабушкам к празднику 8 Марта».

Цель: Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях, делать объёмную игрушку по типу оригами. Совершенствовать навыки работы с ножницами. Проявлять заботу, внимание к маме, бабушке.

2 занятие « Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка».

Цель: Закреплять знание и навыки замешивания дрожжевого теста. Учить лепить пирожок ( способам  защипывания краёв); закреплять понятие «начинка», знание о многообразии начинок.

3 занятие «Плюшки для Карлсона».

Цель: Расширять представления о видах теста, об изделиях, которые можно получить из дрожжевого теста. Дать понятие, что дрожжевое тесто можно готовить с различными добавками( изюмом, ванилином).Проявлять в работе добросовестность самостоятельность, желание сделать приятное не только себе, но и другим.

Цель: Учить детей садить лук в ящики. Учить правилам посадки: сделать лунку совком, сажать, уплотнять землю, поливать. Формировать у детей волевое усилие, желание трудиться на общую пользу, дружно работать.

Цель: Уточнять знание о правилах пересадки комнатных растений. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, стремление ухаживать за растениями.

6 занятие «Посмотри, кругом так чисто – дети убираются !».

Цель:  Формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие.

7 занятие «Вареники для бабушки для милой, славной  лапушки!».

Цель: Развивать интерес к приготовлению пищи. Закреплять приёмы работы с тестом: раскатывание скалкой, вырезание кружков с помощью формочки, оттягивание и защипывание краёв. Формировать умение работать аккуратно, старательно, дружно.

8 занятие « Волк и лиса  для театра нам нужны».

Цель: Продолжать учить работать с бумагой разной по фактуре и плотности. Учить оформлять игрушки, передавая выразительность образов. Объединять поделки общим замыслом.

9 занятие «Овощи и фрукты для магазина».

Цель: Учить изготавливать разные поделки из поролона. Воспитывать терпение, развивать умение доводить начатое дело до конца, убирать  за собой рабочее место.

1 занятие « Масляный блинок».

Цель: Продолжать знакомить детей с бытовой техникой (блинница). Удовлетворять  потребность детей быть самостоятельными. Обогащать их знаниями о народных традициях.

2 занятие « Коктейль весенний».

Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием напитков. Развивать понимание роли бытовых приборов в приготовлении коктейлей. Познакомить с работой блендера. Дать детям возможность самостоятельно приготовить коктейль.

3 занятие «Мы во всём порядок любим».

Цель: Учить чистить свою одежду, используя специальную щётку. Формировать привычку следить  за своим внешним видом, устранять неполадки в одежде. Воспитывать бережное отношение к вещам.

4 занятие «Мы собираемся гулять нам  наших кукол надо взять».

Цель: Закреплять навыки ухода за куклами; мыть, причёсывать, при необходимости  менять одежду, подбирать другую. Воспитывать привычку к чистоте и порядку.

5 занятие « Мы умеем ровно, гладко куклам застилать кроватку».

Цель: Учить аккуратно, заправлять постель,  менять постельное бельё на детской кроватке. Закреплять название постельных принадлежностей. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.

6 занятие «Букет для малышей».

Цель: Продолжать учить детей складывать лист бумаги в разных направлениях. Продолжать развивать интерес к совместному труду. Желание доставлять радость другим детям.

7 занятие « Игольница для бабушки».

Цель: Совершенствовать навыки работы с ножницами, цветной бумагой, учить подбирать сочетание цветов. Украшать игольницу аппликацией, придавая ей выразительность. Развивать ответственное  отношение к делу.

8 занятие « Плетёный туесок».

Цель: Продолжать учить переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги, добиваясь красивого цветного сочетания. Учить делать объёмную поделку на основе цилиндра. Трудиться дружно и старательно, активно.

1 занятие « Корзины  для цветов в группе».

Цель: Учить детей складывать квадратный лист на 16 маленьких квадратиков, делать надрезы по четырём линиям сгиба, складывать и склеивать корзиночку. Вызвать стремление создавать уют в окружающей  обстановке.

2 занятие «Какие разные на свете есть профессии».(дидактическая игра)

Цель: Учить различать профессии по существенным признакам, рассказывать о трудовых процессах.  Учить бережно относится к результатам труда.

3 занятие «Карусели, карусели, сколько радости, веселья».

Цель: Продолжать учить детей получать в результате складывания бумаги объёмные игрушки, украшать их деталями, развивать творчество. Воспитывать положительные взаимоотношения в труде.

4 занятие «На цветник мы пойдём там цветочки польём, пусть цветочки растут, радость людям несут!».

Цель: Подвести к пониманию необходимости труда не только для себя, но и для всех. Способствовать радостному, эмоциональному состоянию от причастности к труду взрослого, удовлетворение от выполненных действий. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, заботу о живом.

5 занятие «Шарлотка « Василиса Премудрая».

Цель: Продолжать учить детей работать с технологической картой при приготовлении блюд. Учить соблюдать рецепт. Упражнять в нарезании продуктов. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

6 занятие «Салат для всей семьи».

Цель: Познакомить детей с последовательностью приготовления морковного салата. Учить пользоваться тёркой. Развивать любознательность. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.

7 занятие «Что ты делаешь -  не знаем, поглядим и угадаем»,(дидактическая игра)

Цель: Расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание.

8 занятие « Накроем стол для гостей».

Цель: Закреплять умение детей сервировать стол, называть столовые предметы. Знакомить с правилами этикета:

- как встречать гостей

- как принимать подарки

- как вести себя за столом.

Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

  1. Буре Р.С. Учите детей трудиться. – М.:1983г. – 222с. 
  2. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни. – М.:2003г. – 128с.
  3. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.:2002г. – 160с.
  4. Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание ребёнка дошкольника. – М.:2003г. – 144с.
  5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.:1991г. – 112с.
  6. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.:2004г. – 32с.
  7. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. – Минск. 1995г. – 135с.
  8. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. – СПб.:2004г. – 120с.
  9. Тарловская Н.Ф. Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М.:1994г. – 216с.