Обобщение опыта работы по познавательно-речевому развитию дошкольников (продолжение). Принципы, цели и задачи

(продолжение)

Цель:

Формирование познавательно – речевого, интеллектуального развития у детей младшего дошкольного возраста посредством игры, ведущего вида детской деятельности.

Задачи познавательно-речевого направления:

Развитие активного речевого общения детей, расширение и обогащение словарного запаса.

Расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире.

Формирование способов и средств познания окружающей действительности.

Формирование умственных способностей, логического мышления и развитие творческой инициативы.

Формирование грамматического строя речи, активизация и обогащение словаря.

Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .

Совершенствование диалогической речи: активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы.

Развитие конструктивных и исследовательских навыков, творческих способностей.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие пространственного воображения.

Развитие познавательной активности, инициативности, подражательности, двигательной активности.

Формирование положительных взаимоотношений между детьми (дружелюбие, взаимопомощь, воспитание организованности, настойчивости, выдержки, умение выполнять правила игры.

Умение драматизировать небольшие сказки или отрывки из сказок.

Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.

Основополагающими принципами моего опыта являются: развитие дошкольников будет успешным, если:

учитываются особенности психики ребенка;

учитываются общие особенности детей;

воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

используются специальные методические материалы для работы с детьми.

Федеральные Государственные Требования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости, сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний, а так же устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей. Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Интеграция образовательных областей:

Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Данное направление представлено в Федеральных Государственных Требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной областью «Коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми.

Поддерживать деловые мотивы общения ребенка со взрослым.

Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.

Побуждать детей использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, развитие речи интегрирует с такими направлениями, как окружающий мир, ФЭМП, конструирование («Познание», аппликация и рисование («Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье» и «Безопасность», «Труд», «Физическая культура» и «Музыка».

«Познание»:

Создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира.

Поддерживать и развивать интерес к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов.

Содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.

Развивать активность, самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы.

Осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в жизненных ситуациях.

«Социализация»:

Помогать детям открывать новые возможности игрового отражения мира.

Побуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

«Здоровье» и «Безопасность»:

Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования.

Развивать умение отражать в игре культурно-гигиенические навыки, правила безопасного поведения при участии взрослого.

«Чтение художественной литературы»:

Воспитывать у детей интерес к литературным текстам, желание внимательно их слушать.

Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем.

Поддерживать эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.

«Художественное творчество»:

Развивать желание детей участвовать в образовательных ситуациях и играх, рисовать, лепить совместно со взрослыми и самостоятельно.

Формировать сенсорный опыт, развивать положительный эмоциональный отклик на некоторые социальные явления.

Формировать опыт совместной со взрослыми деятельности, участие в выполнении коллективных композиций.

«Труд»:

Воспитывать ценностное, бережное отношение к предметам и игрушкам.

Основной программой, по которой я осуществляю деятельность, является программа «Детство».

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно - речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно - речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т. к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Приемы, используемые при формировании познавательно - речевого развития традиционны:

Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно - поисковая деятельность.

Словесные - рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно - речевое развитие можно выделить следующие направления:

Направления познавательно-речевого развития:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака - это вата, потому что они белые, звезды - это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитие любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую непосредственную образовательную деятельность, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка - дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.