Дидактическая игра как средство формирования и развития грамматического строя речи у дошкольников среднего возраста

Консультация для воспитателей

«Дидактическая игра как средство формирования и развития грамматического строя речи у дошкольников среднего возраста»

Подготовила воспитатель:

Дудорова Марина Владимировна

Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование правильной устной речи детей.

Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка.

Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них особое место занимает К.Д, Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах Водовозовой Е.Н. Симонович А.С.,Тихеевой Е.И. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Крупская Н.К. Флерина Е.А. и многие другие.

Для речевого развития детей характерно: активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи, освоение норм звукопроизношения, словотворчество, освоение связной монологической речи.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться, тем успешнее будет проходить обучение ребенка в дальнейшем.

Развитие речи и речевое общение дошкольников осуществляется в процессе игры.

Игра для ребенка — это мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.

Речевые игры, способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Использование речевых игр на занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков; развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.

Средний дошкольный возраст – это период практического усвоения правил употребления грамматических средств. Но речь детей в этом возрасте изобилует грамматическими ошибками, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений, неологизмами («детскими» словами типа машинский, откнопил, ползук ). Дети овладевают морфологическими средствами языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование согласных в основах глаголов и имен существительных). Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматических форм. Он усваивает способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, с суффиксами, обозначающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками, степеней сравнения прилагательных.

Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение. Большинство детей не владеют в дастаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не научились связывать между собой предложения и части высказывания.

Поэтому, для формирования грамматического строя речи необходимо продолжать обучение образования форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк ), правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, развивается ориентировка на окончание слов (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро ). Образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой, спляши, попрыгай) дети учатся в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям. Дети также упражняются в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около ).

Проводить работу по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Учить детей соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок – утята – не стало утят; зайчонок – зайчата – много зайчат; лисенок – лисята – нет лисят ). Упражняясь в образовании названий предметов посуды, дети осознают что не все слова образуются одинаково (сахар – сахарница; салфетка – салфетница; но масло – масленка и соль –солонка ).

Особое внимание необходимо уделять умению образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действием игрушки дети учатся правильному образованию глаголов (лезла – залезла – вылезла; прыгнула – подпрыгнула; несла – принесла – унесла). Также дети учатся образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр – каркает, петух кукареку – кукарекает, поросенок хрю-хрю – хрюкает ). Необходимо широко использовать обучение умению соотносить однокоренные существительные и глаголы (мыло – мылит, звонок –звенит, краска – красит, учитель – учит, строитель – строит, но врач лечит, портной шьет).

Работа с глагольной лексикой помогает детям освоить элементарные правила синтаксиса. Состовляя с глаголами словосочетания и предложения, дети учатся строить связные высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение» по предметным картинкам. Например, собака грызет…(кость). «Зачем тебе нужны…?»). Необходимо проводить работу по составлению предложений по сюжетной картине и вопросу (Кому девочка подарила подарок? ), предложений с однородными членами, с предлогами, используя дополнения и обстоятельства.

Грамматические упражнения на усвоение трудных грамматических форм могут быть предметом специальных занятий, но целесообразней их проводить как часть комплексных, или «комбинированных», занятий. Эффективно когда усвоение грамматических форм происходит на основе реальных жизненных отношений или их имитации с помощью игрушек и изображений на картинках; представления детям образца правильного изменения слов, которые вызывают затруднения, неоднократные упражнения в закреплении навыков.

В работе над грамматически правильной речью следует использовать занятия по всем разделам программы, оптимально учитывая их возможности. Так, в ходе развития математических представлений хорошо закрепляются правильные формы множественного числа, включая и родительный падеж. Занятия по изобразительной деятельности и физкультуре помогают в формировании правильного изменения трудных для детей глаголов, например: рисовать, бежать, прятаться и т.д.

Так же необходимо проводить соответствующую работу с родителями: разъяснения им значения работы по формированию грамматической правильности речи детей, осуществления контроля за детской речью, исправления грамматических ошибок. Важно рекомендовать родителям несложные дидактические игры, упражнения для закрепления навыков, которые являются предметом бучения в данный момент.

Такое комплексное решение задач обучения детей – обязательное условие развития всех сторон личности ребенка, в том числе и речи. Только при условии такого комплексного подхода к обучению детей грамматически правильной речи можно добиться значительных успехов в усвоении детьми трудных для них грамматических навыков уже на ступени младшего дошкольного возраста.