Свежие публикации

Игры и упражнения

на развитие

коммуникативных

навыков у дошкольников.

Подготовила воспитатель: Цепелева О. В.

Введение

Из обязательного минимального содержания обра­зовательной программы, реализуемой дошкольным об­разовательным учреждением (ДОУ), коммуникатив­ная компетентность дошкольника включает распо­знавание эмоциональных переживаний и состояний ок­ружающих, умение выражать собственные эмоции вер­бальными и невербальными способами.

Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребе­нок уже

Но практическая работа показывает, что в связи с реализацией других направлений общеобразователь­ных программ ДОУ, целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто оста­ется за пределами внимания. Вместе с тем представле­ния о практических методах и приемах работы по дан­ной проблеме были и до сих пор остаются нечеткими, неконкретными и основываются на педагогической ин­туиции. Дефицит времени на занятиях приводит к то­му, что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.

Описание упражнения.

Педагог объясняет детям, что у каждого человека может быть плохое настроение. и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека.

Затем педагог говорит:

- Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу:» Я не буду с тобой играть».

Его друг подумал немного и спросил:»Ты имеешь ввиду ,что тебе хочется поиграть с другими детьми?»

У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять.

После этого выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно реагировать, начиная любое высказывание со слов:» Ты имеешь в виду, что …»

на развитие умения перерабатывать информацию.

Задачи.

· развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

·развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно следственных связей, а также умозаключений;

·развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

Через стекло.

Описание упражнения.

Участники разбиваются на пары. Педагог говорит:

- Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.

Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения.

Пример сообщений:

- Я тебе позвоню, когда приеду;

- Напиши мне письмо. И др.

Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.

Магазин игрушек.

Описание игры.

Педагог разделяет детей на две команды. Первая команда – «покупатели», вторая – «игрушки»

Каждый участник второй команды загадывает, какой игрушкой он будет, а затем принимает «застывшую» позу, изображая расставленный в магазине товар.

«Покупатель» подходит к какой – либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?»

После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую ему показывают.

Пойми меня.

Описание упражнения .

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель шепотом сообщает задание (например: подойти к двери) сидящему рядом ребенку. Тот, при помощи жестов должен передать это сообщение следующему участнику так, чтобы он смог понять и выполнить задание.

Ребенок, выполнивший задание, дает инструкцию следующему участнику, игра возобновляется.

Примеры заданий:

- открыть дверь;

- подойти и посмотреть в окно;

- поставить два стульчика рядом. И др.

Путешествия Буратино.

Оснащение: кукла «Буратино», фишки.

Описание игры.

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель показывает детям игрушку и говорит:

- Ребята, к нам в гости заглянул Буратино. Он побывал во многих детских садах. Слушайте Буратино и постарайтесь отгадать, в каких комнатах детского сада он побывал и когда (зимой, летом, утром, или вечером) это было.

Примеры:

- Зашел Буратино в комнату, где дети :

§ засучивают рукава, намыливают руки, вытираются;

§ расстегивают пуговицы, снимают и складывают одежду,

потягиваются, успокаиваются, отдыхают, спят;

пляшут, поют, слушают, притопывают, кружатся, кланяются;

§ маршируют, приседают, пролезают, спрыгивают.

- Был Буратино в детском саду, когда дети:

§ приходят, здороваются, переобуваются, заходят в группу;

§ одеваются, прощаются, уходят;

§ купаются, загорают, ходят босиком;

§ лепят снеговиков, катаются на санках, на лыжах;

Ребенок, который первым отгадал и дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

Угадай и нарисуй

Оснащение. простые карандаши и листы бумаги. (По количеству участников)

Описание упражнения. Дети сидят за столом. Воспитатель загадывает загадки. Дети должны отгадать их. Затем, не называя отгадок, нарисовать их.

Примеры загадок:

Под сосною у дорожки На спине иголки

Что стоит среди травы? Длинные да колкие

Ножка есть, но нет сапожек, А свернется он в клубок -

Шляпка есть –нет головы. Нет ни головы ни ног.

(Гриб) (ежик)

По окончании рисования начинается обсуждение.

Дети объясняют, как им удалось или почему не получилось разгадать ту или иную загадку.

Загаданное действие.

Описание игры.

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты, а остальные участники обсуждают и загадывают, какое действие он должен будет выполнить. Например: почистить зубы, подмести пол, посмотреться в зеркало и т. д.

После обсуждения вызывают водящего и предлагают ему подсказку, например. «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается понять и изобразить загаданное действие.

Затем водящий меняется, игра повторяется.

Что на что похоже.

Описание игры.

Воспитатель договаривается с детьми о том, что они будут загадывать загадки, используя для описания задуманного предмета или существа только сравнения (предмет может сравниваться со сходным по внешнему виду, действиям и т. п.)

С помощью считалки выбирается водящий, который будет отгадывать загадки. Он выходит из комнаты и не возвращается до тех пор, пока остальные участники не договорятся о слове. Водящий должен отгадать, какое слово задумали дети.

Затем водящий меняется, игра повторяется.

Я бросаю тебе мяч.

Оснащение. мяч.

Описание игры.

Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит. «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т. д.)

Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой –либо вывод, например. «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкое».

Почему? А потому!

Оснащение: фишки.

Описание игры.

Воспитатель приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например:

- Почему кошка часто умывается?

- Может слон жить без хобота? И др.

Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку.

Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

Задом наперед.

Оснащение. магнитная доска, магниты;

пары картинок:

«Девочка с воздушным шариком» и «Девочка без воздушного шарика»;

«Человек с раскрытым зонтом» и «Человек с закрытым зонтом».

Описание упражнения.

Воспитатель прикрепляет к доске пару картинок (например: девочка с воздушным шариком – девочка без воздушного шарика) и рассказывает историю:

- Девочке подарили воздушный шарик. Выбежала она на улицу. Но тут подул ветер и вырвал из рук девочки шарик. Отправился шарик в путешествие, а девочка помахала ему рукой: «До свидания, шарик. Когда устанешь летать, возвращайся!»

Детям предлагается рассказать другую историю по этим же картинкам, но «задом –наперед», т. е начиная с последней картинки.

Бывает – не бывает.

Оснащение. любые предметные картинки, например :крокодил, тучка, цыпленок, луна и др.

Описание игры

С помощью считалки выбирается пара детей. Один из пары берет картинку и придумывает к ней какую – либо небылицу. Второй участник должен доказать, что так не бывает. Первый ребенок противоречит, доказывая, что такое может случиться.

Варианты диалогов детей:

- Крокодил летает.

- Крокодил не летает, у него не крыльев.

- Нет летает, его везут в самолете.

- Тучка упала на землю.

- Тучка плывет по небу, она не может упасть.

- Нет, тучка упала дождем.

Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

Не бывает….

Оснащение. фишки

Описание игры.

С помощью считалки выбирается водящий. Он приводит какое –либо утверждение, с его точки зрения неправдоподобное. Например :

Остальные участники должны придумать условия, при которых это утверждение станет возможным. За верный ответ ребенок получает фишку.

Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше фишек.