Скачать:

Предварительный просмотр:

Иванова Марина Васильевна,

Доклад: «Развитие математической способности у детей

старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

С каждым годом математика будет находить все более широкое применение в разнообразных областях человеческой деятельности. Принципиально область применения математики неограниченна, указывает академик А.Н. Колмогоров.

Интерес к проблемам математического образования связан с тем, что значение математики в жизни человеческого общества возрастает с каждым днем. Высокий уровень развития математики является необходимым условием подъема и эффективности целого ряда важнейших областей знания.

Понятие «математические способности» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Зачастую в начальной школе дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей -  развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме, через использование логических игр, поможет ребенку с одной стороны легче усваивать школьную программу, а с другой способствовать развитию математических способностей.

Математическая способность - сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развившееся в процессе математической деятельности.

Способности являются прижизненными, а не врожденными, они формируются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Крутецкий В.А. различает девять способностей (компонентов математических способностей):

1) Способность к формализации математического материала, к отделению  формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными  структурами, структурами отношений и связей;

2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому   рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах,      обосновании, выводах;

5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми       структурами;

6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого  на обратный ход мысли);

7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и  трафаретов;

8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные      особенности также вытекают из особенностей математической науки, что      это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом  связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.

Для развития математических способностей нужно создать условия, которые будут благоприятно влиять на развитие детей. Нельзя упускать синзетивный период, т.к. этим мы обрекаем их на низкие темпы развития, на низкий конечный результат.

    Раннее начало, т.к. первые годы жизни - самое благодатное время, когда разумны заботы, окружающих ребенка взрослых дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь. Интерес к математической деятельности. Интересующийся математикой ребенок, склонный заниматься ею, настойчиво "изучает" математику и тем самым энергично упражняет и развивает свои способности. Интерес к математике необходим, но сам по себе он не является способностью. Без настойчивости математикой не овладеешь, но математической способностью ее назвать нельзя. Наличие характерологических черт, которые играют большую роль не только для развития способностей, но и для всестороннего развития личности. Создание творческой деятельности, необходимой для упражнений, самостоятельных решений и т.п. Организация деятельности немного превосходящей возможности ребенка, уже достигнутый уровень ее выполнения. Усложнение и разнообразие заданий.

Данные условия можно реализовать через использование логических игр.

Формирование математических способностей детей дошкольного возраста

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Это приводит к тому, что при обучении в школе запас заученных знаний кончается очень быстро и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Значение логических игр в развитии математических способностей

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.

Венгер Л.А. Никитин Б.П. Михайлова З.А. и многие другие педагоги доказывают влияние игр, в которых решаются различные задачи, на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Мышление человека осуществляется тремя способами, имеет три вида: наглядно-действенное, наглядно - образное, словесно-логическое. Последний вид мышления характеризуется как более высокий уровень. Для его развития можно использовать логические задачи и игры, которые тренируют не только логическое мышление, но и служит надежной основой умственного развития, формированием интереса к математической деятельности.

Интерес к математике является одним из условий развития математических способностей. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Использование логических игр, направленных на решение логических задач, организованных по форме выбора одного ответа (правильного) из нескольких, развивает также и такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления, поскольку любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ. Происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Использование задач разной сложности позволяет почувствовать уверенность в своих силах слабым детям. Самостоятельное решение детьми поисковых задач является условием для развития у детей характерологических черт личности, как самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

В коллективном обсуждении решения задачи формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

Следовательно, логические задачи создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

Логические задачи развивают у детей познавательные интересы. Их решение близко к игре, поэтому они дают возможность для создания интересной, увлекательной деятельности. Логические игры создают благоприятные условия для развития творческих способностей, творческого мышления детей т.к. включают детей в поисковую деятельность. Стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Логические задачи заключают соотношение деятельности по усвоению знаний, умений, творческо-поисковой и интересной для детей деятельности.

При использовании игр необходимо соблюдать некоторые условия: свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

Поэтому, одним из направлений в решении вопроса развития математических способностей можно назвать логические игры, которые станут условием обеспечивающим умственное развитие, связанное с формированием познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности.

Логические игры направлены на решение логических задач. Логическая задача – это задача, решение которой требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений, поисковой активности и сообразительности. Логическая задача отличается от арифметической тем, что не требует использовать для ее решения арифметического действия и относятся к занимательному материалу. Логических задач создано много. Они направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображенные предметы по признакам или находить отличия. В них смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания задачи. По ходу решения требуется применение методов и умозаключений. Способ решения любой, даже очень простой логической задачи неизвестен, его нельзя передать решающему в готовом виде без опасения сообщить результат. Поиск пути решения, результата (ответа) всегда сопровождается самостоятельной активной мыслительной деятельностью: анализом, обобщением и абстрагированием.

Логические задачи основаны на знаково - символических и словесных средствах и наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами, поэтому понятны и доступны для дошкольника.

Использование логических игр в образовательном процессе оказывает огромное  влияние на познавательное развитие ребенка в целом, в связи, с этим я разработала методику развития математических способностей посредством использования логических игр. Для этого составила перспективный план, картотеку логических игр, обогатила предметно-развивающую среду группы. В работе использовались следующие игры, предложенные Михайловой З.А. и Заком А.З.

    «Найди отличия между двумя картинками» (цель: учить на основе зрительного сопоставления находить отличия между предметами); «Найди два одинаковых предмета» (цель: учить рассматривать и сравнивать предметы, находить одинаковые) «Какой предмет здесь лишний» (цель: на основе зрительного анализа, сопоставления находить предмет, которого не должно быть на таблице); «Лабиринты» (цель: тренировать в прослеживании ходов);  «Продолжи ряд» (цель:  учить улавливать закономерность расположения фигур, определять какая должна быть следующая);  «Найди недостающую в ряду фигуру» (цель:  учить на основе зрительного анализа рядов фигур находить недостающую фигуру).

Работа была построена следующим образом: каждый день детям предлагалось какая-либо логическая игра для индивидуальной или подгрупповой работы. В ходе проведения игры педагог последовательно обучал детей правилам, добивался правильности решения, речевого сопровождения, словесных ответов, при этом высказывания детей должны были быть полными, логически правильными, последовательными. Постепенно игры усложнялись, например, от выбора предметов по 2 свойствам, до выбора по четырем свойствам.

При оценке эффективности проделанной работы, рассматривались такие параметры как:

    умение анализировать; умение сравнивать (выделять основные признаки, параметры для сравнения, сопоставлять и противопоставлять, устанавливать сходство и различие); умение обобщать; самостоятельность; проявление сообразительности, догадки; умение объяснять свои действия; пытливость ума; гибкость ума.

Результаты, полученные в ходе проведенной работы дали возможность подтвердить, что использование логических игр положительно влияет на математическое развитие ребенка, его математических способностей.

У детей заметно улучшились успехи в умении объяснять свое решение, чаще появлялись догадки. Повысилась сообразительность и интерес к математике, освоенность практических действий (анализ, обобщение, сравнение). Дети стали проявлять творчество, им нравилось самим придумывать задачи и загадывать их другим детям.

Внесение новых игр с логическими задачами, в уголок занимательной математики, способствовало использованию их в сюжетно-ролевой игре типа "Школа", "Детский сад". В них дети так же использовали и свои варианты задач.

То есть, активное внедрение логических задач обусловило математизацию различных видов деятельности. Это говорит о том, что математическое развитие детей не возможно без включения в обучающий процесс логических задач. Они являются эффективным средством развития и формирования математических способностей.

По теме:

В проекте раскрыты цели, задачи, содержание работы по освоению нетрадиционных приемов и техник рисования, тематическое планирование, работа с родителями. развитие творчества посредством нетрадиционных.