Ответы к экзаменам и зачётам

Методика развития детской речи - ответы к экзамену - Понятие грамматического строя родного языка

Страница 32 из 42

Понятие грамматического строя родного языка

Грамматика — это наука о строе языка, о его законах. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, — логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую абстрагирующую силу, возможность типизировать явления языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.

Грамматический строй — продукт длительного исторического развития. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем », объединяющуюсловообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называтьподсистемами грамматического строя языка илиразными его уровнями.

Морфология  изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова;синтаксис — словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов;словообразование — образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Следуетразличать  грамматические и лексические значения.

Лексическое значение слова  дает представления о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии.

Грамматическое значение  либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.

Каждаяграмматическая форма, каждыйморфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеютопределенное значение. Так, в формах кукла и куклы окончание а говорит о единственном числе и женском роде, окончание ы — о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж.

Основой для усвоения грамматического строя являетсяпознание отношений и связей окружающей действительности, которыевыражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни.

Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя.

Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом — в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности.

Формирование грамматического строя речи детей происходитна основе подражания  речи взрослых и усвоения грамматических обобщений.

В усвоении грамматических средств и способов языка можно выделитьнесколько этапов:

- понимание смысла сказанного,

- заимствование грамматической формы из речи окружающих,

- самостоятельное образование формы нового слова по аналогии со знакомым,

- оценивание грамматической правильности своей и чужой речи.

Грамматический строй усваивается ребенкомсамостоятельно, путем подражания. в процессе разнообразнойречевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. «На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что и приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю языка».

Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др. употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не происходит.

Постепенность овладения грамматическим строем объясняетсяне только возрастными закономерностям и нервной деятельности ребенка,но и сложностью грамматической системы русского языка.особенно морфологической.

В русском языкемного исключений из общих правил. которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Например, ребенок усвоил функцию предмета, обозначаемую окончанием -ом, -ем: мячиком, камнем (творительный падеж). По этому типу он образует и другие слова («палочком», «иглом»), не зная, что существуют другие склонения, имеющие иные окончания. Взрослый исправляет ошибки, закрепляя употребление правильного окончания -ой, -ей.

На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство какморфологической, так и синтаксической стороны детской речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребенком грамматического строя языка.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитыватьпривычку говорить грамматически правильно.

Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделитьследующие направления.

- предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования,

- эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей,

- совершенствовать синтаксическую сторону речи,

- развивать чуткость и интерес к форме своей речи,

- содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей:

1. Помочь детям практическиосвоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

2. Помочь детям в овладениисинтаксической стороной. учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3. Сообщитьзнания о некоторых нормах образования форм слов — словообразования.

Можно наметить основныезадачи работыпо формированию грамматической стороны речина каждом возрастном этапе.

В младшем и среднем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов — с помощью приставок.

В старших группах. помимо этого, идет совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, исключений морфологического порядка, усвоение способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий. В этот период важно формирование ориентировки ребенка на звуковую сторону слов, воспитание интереса и критического отношения к образованию словоформ, стремление к правильности своей речи, умение исправить ошибку, потребности узнавать грамматические нормы.

Состояние грамматической стороны речи детей в одной и той же группе может быть различным. оно зависит от нескольких причин:

1) общих психофизиологических закономерностей развития ребенка (состояние нервных процессов, развитие внимания, мышления и т. д.);

2) запаса знаний и словаря, состояния фонематического слуха и речедвигательного аппарата;

3) степени сложности грамматической системы данного языка;

4) состояния грамматической стороны речи окружающих взрослых (воспитатели, технический персонал детского сада, родственники детей), степени педагогического контроля за правильностью речи ребенка.

Наиболее значимые расхождения в уровнях грамматической стороны речи детей одной группы наблюдаютсяв области морфологии. Поэтому воспитателю целесообразно намечать для занятий лишь те из форм, употребление которых затрудняет воспитанников данной группы. Нет смысла учить детей тому, чем они уже овладели.

В начале учебного года педагог должен выяснить, вкаких грамматических формах дети допускают ошибки. Для этой цели он может использовать повседневные наблюдения за речью детей, вопросы-задания отдельным детям с использованием картинок, предметов, в словесной форме. Кроме того, иногда можно проводить фронтальные проверочные занятия со всей группой.

Если выявленнаяошибка носит индивидуальный характер. воспитатель старается выяснить ее причину, привлекает к исправлению ошибки родителей ребенка, следит за его повседневной речью, обращает его внимание на правильную форму. Если жеошибки типичные (при этом не обязательно, чтобы их делало большинство детей), то целесообразно прибегатьк специальным занятиям для исправления этих ошибок в течение года.

Таким образом,конкретное содержание работы по формированию грамматической стороны речи в дошкольном учреждении определяется нормами грамматики, типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте с учетом реального состояния грамматической стороны речи в данном детском коллективе.

Значение овладения грамматическим строем

Освоение ребёнком основных грамматических понятий имеет большое значение, т.к.только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служитьсредством общения.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнятьнаряду с функцией общения функцию сообщения. когда он овладевает монологической формой связной речи.Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т. е. вразвитии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказываетвлияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить болеелогично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

Овладение грамматическим строем оказывает огромноевлияние на общее развитие ребенка. обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.