Ответы к экзаменам и зачётам

Ответы к экзамену: Методика математического развития дошкольников - Средства математического развития, роль развивающей среды

Страница 9 из 25

Средства математического развития, роль развивающей среды

В теории обучения (дидактике) особое место отводится средствам обучения и влиянию их на результат этого процес­са.

Под средствами обучения  понимаются: совокупности предметов, явлений, знаки (модели), действия, а также слово, участ­вующие непосредственно в учебно-воспитательном процес­се и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие ум­ственных способностей.

Можно сказать, что средства обуче­ния - это источники получения информации, как правило, это совокупность моделей самой различной природы.

Разли­чаютматериально-предметные (иллюстративные) модели иидеальные( мысленные) модели.

В свою очередь,материаль­но-предметные модели подразделяются нафизические, пред­метно-математические (прямой и непрямой аналогии) ипространственно-временные.

Материально-предметные модели. приборы, таблицы, диапозитивы, диафильмы и др.

Средиидеальных различаютобразные илогико-математические модели (описание, ин­терпретация, аналогия).Идеальные: дидактические, учебные, методические пособия.

Учитывая двухсторонний характер процесса обучения,А.П. Усова предложиласвою классификацию средств обуче­ния, выделив в ней деятельность педагога и ребенка.

На этом основании она разделила дидактические средствана две группы.

Первая группа  средств обеспечивает деятельность педагога и характеризуется тем, что взрослый ведет обучение в основном с помощью слова.

Во второй группе  средств обу­чающее воздействие передается дидактическому материалу и дидактической игре, построенной с учетом образователь­ных задач, т. е. наглядности и практических действий ребен­ка с ней

Классификация А. П. Усовой соответствуетхарактеристи­ке дидактических средств. которые предложены М. А. Дани­ловым, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным.

Эти ученыепод средствами  понимают то, с помощью чего обеспечивается пе­редача информации, — слово, наглядность, практическое действие.

Средства обучения обладаютследующими основнымифункциями.

1) реализуют принцип наглядности;

2) репрезентируют сложные абстрактные математические понятия в доступные;

3) ведут к овладению способами действий;

4) способствуют накоплению чувственного опыта;

5) дают возможность воспитателю управлять познаватель­ной деятельностью ребенка;

6) увеличивают объем самостоятельной познавательной де­ятельности детей;

7) рационализируют, интенсифицируют процесс обучения.

Следует отметить, что эти функции постоянно меняются в связи с совершенствованием теории и практики обучения детей.

Каждое средство обучения выполняетсвои определен­ные функции.

Так,образ как средство обучения в основном обеспечиваетразвитие личного опыта ребенка. отраженного в представлениях;действие обеспечиваетформирование умений и навыков ;слово (воспитателя, ребенка и художест­венное слово) создаетвозможность формирования обоб­щенных представлений. абстрактных понятий.

Понятие «образ» несколько шире, чем наглядность. Под ним понима­ются не только разнообразные виды дидактического матери­ала, но и те образы, которые возникают на основе представ­ления памяти.

Данная трактовка обуслов­лена тем, что при формировании некоторых абстрактных математических представлений обучение осуществляется на основе прошлого опыта ребенка, т.е. на основе тех образов, предметов, явлений, действий, которые закрепились в его сознании в процессе предыдущей практической деятельно­сти.

Обучение математике в детском саду основываетсяна конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирова­ния на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полно­ценное владение математическими знаниями и умениями.