«Духовно нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 90»

Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

350042, город Краснодар,

ул. Выставочная, 16

Тел/факс (861) 275-61-52

Заведующий: Каширина В.М.

Краснодар

2010 год

Обоснование значимости проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается - также в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Взрослый человек в течение дальнейшей жизни расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и характера человека.

В наше время идет поиск путей духовного возрождения России, поэтому стало очень актуальным обращение к опыту православной педагогики. Общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании воспитания и образования. Причем, важна связь воспитания и образования с конкретной культурно-исторической традицией. А это вызывает необходимость синтеза государственного, народного, национального воспитания и образования и тысячелетней православной традиции России.

Элементы православной культуры стали особенно популярным направлением в современном образовании в силу своего огромного воспитывающего и развиваю­щего потенциала, высоких духовно-нравственных и гражданских ориентиров, пер­спективных и созидательных для развития отечественной культуры.

Достоинства этого направления ярко и цельно выступают на фоне пестрых оккультно-окрашенных и атеистических изобретений оппонентов традиционной культуры.

Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в дошкольном образовательном учреждении, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни. Ребёнок дошкольного возраста восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Но для педагогических работников важным вопросом является определение цели и содержания духовно-нравственного воспитания современных дошкольников. Характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; система базовых национальных ценностей; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отражены в Концепции духовно-нравственного воспитания. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Анализ литературы и практики позволил установить противоречие между стремлением взрослых приобщать дошкольников к духовно-нравственной культуре и недостаточной их компетентностью в данном вопросе. Компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую значимость, прежде всего, потому что этот возраст признан сензитивным для духовно-нравственного воспитания: для формирования нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика и поведения (А.С. Алексеева, О.М. Потаповская, Л.В. Сурова В.М. Холмогорова).Также очевидно противоречие между стремлением педагогических работников к результативности процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников и традиционным подходом к решению его задач, отсутствием системы в работе, не использованием педагогического потенциала театрализованной деятельности, максимально отвечающей возрастным возможностям и потребностям дошкольников.

Таким образом, обозначилась проблема исследования, заключающаяся в проектировании и обосновании педагогических условий осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников. В связи с актуальностью данной проблемы определена тема инновационного проекта «Развитие духовно – нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности» .

Цель проекта: разработать и апробировать модель духовно-нравственного воспитания дошкольников, которая будет способствовать развитию духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Гипотеза проекта: Использование педагогами и родителями средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Задачи реализации проекта:

- Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельности детей.

- Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны и родного края.

- Содействовать улучшению отношений детей с близкими людьми в процессе использования в духовно-нравственном воспитании малых фольклорных произведений.

- Обогащать словарный запас детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения.

- Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи.

Для начала и успешной работы в той или иной области необходимы условия: нормативно-правовая база, наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса, подготовка профессиональных кадров.

Объектом исследования выступает духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Предмет исследования является процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием педагогов и родителями средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных и обоснованных в ходе реализации проекта:

специальной программы духовно-нравственного воспитания дошкольников;

технологии оценки уровня сформированности нравственных качеств дошкольников;

создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались: метод теоретического анализа (философской, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования); моделирование; анкетирование; педагогическая беседа; наблюдение; изучение и обобщение передового опыта; опытно-экспериментальная работа; обобщение и анализ полученных результатов.

Состав участников проекта: