Лекция по дисциплине: "Методика развития речи дошкольника" на тему: " Общие вопросы методики развития речи детей " для студентов 2 курса специальности "Логопедия с дополнитльной специальостью "Специальная психология"" (Эмм Э.

3. Естественнонаучная основа методики развития речи.
4. Психологическая и лингвистическая основа методики развития речи.

Литература:

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития и обучение родному языку дошкольников. – М. 1998.

2. Жукова Н.С. Преодоление недостатков речи у детей. – М. 1994.

3. Львов М.Р. Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие. – М. 2002.

4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М. 1991.

Вопрос 1: Предмет и задачи методики развития речи.

Методика развития речи (специальная) – это раздел спец. педагогики, позволяющий раскрыть теоретические и методические аспекты изучения и развития речи у детей с нарушенной речевой деятельностью. Методика как наука призвана ответить на три основных вопроса: зачем учить? Чему учить? Как учить?Спец. методика развития речи раскрывает закономерности, цели, содержание, средства, приемы, методы и систему развития речи у детей с речевой патологией. Предметом спец. методики развития речи являются закономерности педагогического процесса, в котором происходит формирование и развитие речи у детей с речевой патологией. Цель спец. методики развития речи – обучение детей с речевой патологией языку как средству общения и орудию мышления, овладение лицом с нарушением речи нормами и правилами родного языка, а также изучение ими основ науки о языке.Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи спец. методики РР. В настоящее время можно выделить фундаментальные и прикладные задачи спец. методики РР.Фундаментальные задачи: Исследование закономерностей развития речи у детей с речевой патологией; Расширение и углубление теоретической базы построения педагогического процесса по развитию речи у детей с речевой патологией; Определение принципов, методов, приемов, средств специального развития речи у детей с нарушением речевой деятельности.Прикладные задачи решаются при разработке специальных программ для детей с различной структурой и выраженностью речевого нарушения, создании дидактических пособий, методических систем занятий и упражнений по развитию речи, составлении рекомендаций для педагогов и родителей.

Основные разделы спец. методики РР

Развитие произносительной стороны речи; Обогащение и активизация словарного запаса; Формирование грамматического строя речи;Развитие связной речи.На современном этапе развития спец. методика РР представляет собой многоаспектный сплав общей методики РР, логопедии, психолингвистики, психофизиологии, психологии и педагогики. Основополагающими для понятийной системы спец. методики РР являются следующие важнейшие положения: Овладение языковыми формами, речью и навыками обучения происходит в деятельности, в процессе которой возникает и развивается потребность в общении; Социальная среда и общение являются факторами, определяющими интенсивность речевого развития; Необходимо обучение детей специальным приемам организации речевого общения для реализации коммуникативного подхода к РР; Развитие и коррекция речи являются важнейшими средствами умственного воспитания;На уровне элементарного осознавания явлений языка и речи происходит развитие речемыслительных способностей, создаются условия для логического познания.

Вопрос 2: Методологическую основу методики развития речи составляют философские концепции, которые рассматривают: язык как продукт общественно-исторического развития и важнейшее средство человеческого общения. Ядро данного уровня – положение современной философии о языке, сознании, общении (А.Н. Леонтьев ). Язык – явление материально-идеальное; с помощью языка мы доводим до других свои мысли, язык возник как средство общения, он нужен в первую очередь, для других. Поэтому зык изучают не впрок, а сразу же, он служит способом установления контакта с другими людьми. деятельностный подход к развитию речи и навыков общения у детей; взаимосвязь и единство языка и мышления. Усвоение речевой системы понятий приводит к тому, что у человека, владеющего речью, другие формы мышления - наглядно-образное, наглядно-практическое осуществляются на языковой базе - тех понятий, которые сохраняются и затем актуализируются в виде внутренней речи. Внутреннюю речь А.Н. Соколов рассматривал как «основной механизм мышления». Он считал, что внутренняя речь представляет между собой взаимодействие различных речевых механизмов (двигательного, слухового, зрительного).

Вопрос 3: Естественнонаучная основа методики развития речи

Учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о физиологической основе речи.

Психофизиологическое объяснение формируемых у человека языковых процессов, взаимодействие между мозгом и языком как между двумя материальными системами отражено в рефлекторной теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова, а также их последователей. И.М. Сеченов в рефлекторную работу мозга включил все аспекты сознательной и бессознательной жизни человека, по казал роль речи как основного условия мышления внечу вственными объектами, подчеркнул значение деятельности речедвигательного анализатора и речевых кинестезии для психического отражения действительности в сознании. И.М.Сеченов своими физиологическими исследованиями заложил основы учения о механизме речемышления и подошел к разработке психологической теории речи. И.П. Павлов является создателем нового раздела физиологии - физиологии больших полушарий головного мозга. Ученый констатировал, что функционирование второй сигнальной системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с первой, Нарушение взаимодействия может привести к тому, что речь превратится в бессмысленный поток слов. Как отмечает А.Р.Лурия, речевые зоны в коре головного мозга представлены зонами Брока и Вернике. У. Пенфилд обнаружил верхнюю речевую область, которая играет вспомогательную роль. Автор доказал, что все три речевые области тесно связаны между собой и функционируют как единый речевой механизм.

Исследования М.М. Кольцовой о взаимосвязи двигательной активности и развитии функций мозга.

М.М. Кольцова отмечает, что двигательный отдел головного мозга, в который поступают речевые раздражители,

принято называть речедвигательным центром. Речедвигательный анализатор начинает действовать и увиваться лишь с

формированием речи. В настоящее время рядом исследователей (А.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова, и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (О.С.Бот, Н.С.Жукова, М.В.Ипполитова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева и др.) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.

Вопрос4: Психологические концепции.

Процесс обучения языку должен быть подчинен основным задачам формирования личности. Теория деятельностный детерминации психики (Л.С. Выготский ): опосредующая роль знака в предметной деятельности. Н.И. Жинкин. речь воспитывается целым блоком. М.И. Лисина, А.К. Маркова. роль речевого общения для развития личности. Лингвистические основы (А.А. Потебня, А.И. Пешковский, Л.В. Щерба). Основные постулаты: целостность и систематичность языка, центральная единица лингвистического анализа – структура предложения, трехглавая формула для описания языка: языковая способность – языковой процесс – языковой стандарт и др. Языковая способность рассматрива­ется как способность к усвоению и ис­пользованию элементов и правил сис­темы языка в целях общения и позна­ния. Вначале ребенок не осознает этих правил, однако ведет себя так, как буд­то знает их. Языковая способность включает сложнейшую совокупность умений и навыков, стратегий, схем дей­ствия, представлений о единицах язы­ка. Ее формирование происходит в процессе анализа речи окружающих, выделения правил, обобщения и орга­низации их в сложную систему перера­ботки и хранения знаний о языке. Затрагивая вопрос о языковой системе языка, необходимо

учитывать системную организацию языка. Система языка строится на трех принципах отношений: синтагматические (отношения между единицами одного уровня), которые усваиваются ребенком в конкретной ситуации; парадигматические (отношения между словами разной меры обобщенности), для усвоения которых необходим - тщательный отбор речевого материала и проведения языковых наблюдений. иерархические (отношения характеризуют строение языка с точки зрения различных его уровней). элементы которых изучаются и в дошкольных учреждениях.