Программа дисциплины «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» курсов профессиональной переподготовки по дополнительной квалификации

Изучение дисциплины «Теория и методика развития речи дошкольников» на курсах профессиональной переподготовки педагогов ДОО по дополнительной квалификации «Организатор-методист дошкольного образования» направлено на повышение теоретической и практической подготовки по речевому развитию детей в ДОО. Учебно-тематический план и учебная программа составлена на основе Государственного стандарта высшего профессионального образования специальность «Педагогика и методика дошкольного образования», квалификация - организатор-методист дошкольного образования; учебного плана профессиональной переподготовки в ГОУ «ПГИРО».

Изучение предмета планируется и проводится на основе имеющихся у педагогов умений и навыков, полученных при окончании высшего и среднего профессионального образования.

Изучение дисциплины «Теория и методика развития речи дошкольников» слушатели заканчивают сдачей экзамена, который входит в итоговый интегрированный государственный экзамен на курсах профессиональной переподготовки работников системы дошкольного образования.

возрастных группах.
  1. Основные средства речевого развития, их применение в воспитательно-
образовательном процессе.
  1. Методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Классификацию по используемым средствам.
  3. Основные формы организации детей. Их целесообразное применение в педагогическом процессе.
  4. Современные подходы к обучению грамоте в д/с.
9. Литературное образование детей дошкольного возраста

Связь методики развития речи с другими науками: анатомией, дошкольной дидактикой, методикой начального бучения, родному языку.

Труды М.В.Ломоносова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Е.Н.Водовозовой, Е.Аркина, Е.И.Тихееевой, А.П.Усовой, Ф.П.Сохина, О.С.Ушаковой, В.И.Логиновой, А.М.Бородич, В.В.Гербовой и др.

«Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой, «Детство» (В.И.Логинова, Т.И,Бабаева), «Развитие» (Л.А.Венгер), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С.Ушакова).

Развитие руки ребёнка через (изодеятельность, дидактические упражнения по системе Монтессори, рисование предмета с элементами букв, штриховка)

методика художественного чтения, рассказывания детям, заучивания стихотворений. Художественно- речевая деятельность.

Необходимость диагностики для определения содержания и методов обучения, осуществления индивидуального подхода к детям, контроля за развитием их речи в соответствии с возрастными нормами.

Тщательно проанализировав программы («Детство», «Развитие»), выделите основные задачи развития речи (обратите внимание на то, что они даны в разных разделах) и укажите, как происходит их усложнение на разных возрастных этапах. Ознакомтесь с характеристикой речевого развития детей в одной возрастной группе.

Приложения: протоколы обследования одной возрастной группы, описание методов и приемов, которые использовались в процессе работы по развитию речи детей.

Цель работы: расширить теоретические знания и повысить уровень практических умений по развитию речи дошкольников, через ознакомление с современными достижениями в теории и методике развития речи.

Теоретическая часть. Проанализируйте современную литературу по вопросам речевого развития дошкольников, обратите внимание на эффективные техники и технологии, рекомендованные авторами в целях

совершенствования работы по данной проблеме. Укажите, какие методические задачи стоят перед дошкольными учреждениями на современном этапе.

Цель работы: раскрыть значение формирования разговорной речи в начальный период речевого развития ребенка как средства общения и подготовительного этапа к овладению монологической речью; показать роль взрослого в развитии у детей умения правильно излагать свои мысли.

Теоретическая часть. Изучите литературу, освещающую вопросы формирования общения у детей, укажите его виды, а также пути взаимодействия педагога и ребенка в процессе общения, психолого-педагогические условия организации общения.

В выводах отметьте, какое значение имеет общение взрослых с детьми для развития разных сторон речи: для обогащения и активизации лексики, формирования правильного произношения, грамматического строя, развития связной речи. Сформулируйте свои предложения по оптимизации общения взрослых и детей.

Теоретическая часть. На основании изучения литературных источников укажите роль беседы как ведущего метода в развитии разговорной речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Проанализируйте темы бесед, их содержание в разных возрастных группах. Отметьте, какая предварительная работа проводится до начала беседы, какова ее структура. Раскройте методику проведения бесед.

Цель работы: показать роль и значение речевых занятий в умственном развитии детей и подготовке их к обучению грамоте, раскрыть современные требования к таким занятиям.

Теоретическая часть. Раскройте взаимосвязь речевого и умственного развития, которую необходимо учитывать при подготовке и проведении занятий по развитию речи.

Опишите современные требования, предъявляемые к занятиям, эффективные методы и приемы проведения занятий, проанализируйте структуру. Подчеркните необходимость комплексного и интегрированного подхода в решении речевых задач.

Цель: показать особенности методики обучения детей пересказыванию художественных произведений в разных возрастных группах; раскрыть значение этого вида речевой работы.

Теоретическая часть. Укажите роль художественной литературы и значение пересказа как вида речевой деятельности в развитии ребенка.

Опишите требования к отбору художественных произведений для пересказа (в разных возрастных группах). Раскройте методику обучения детей пересказу.

4.1. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Язык - это система знаков, речь - язык в действии. Язык и усваивает­ся, и непрерывно обновляется в его функционировании, т. е. в речи.

Методика развития речи — это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формиро­вание речи у детей дошкольного возраста. Предметом изучения в методике является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого об­щения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Большое влияние на вопросы методики развития речи детей дошкольно­го возраста оказали научные исследования детской речи. Первые печатные труды по проблеме исследования детской речи в России появились в 80-е годы Х?Х века: в статье А. Александрова (1883) освещаются результаты изу­чения речи детей раннего возраста (до трех лет), статья В. Благовещенского (1886) посвящена речевому развитию ребенка до семи лет. Речь детей до­школьного возраста исследуют и представители экспериментальной психо­логии и педагогики: В. П. Вахтеров, Т. Лабунец, П. Ф. Каптерев, и другие. Заслуга В. П. Вахтерова в том, что он первым в России предпринял попытку дать на основе собственных многолетних наблюдений целостную картину развития речи ребенка с самого раннего возраста до двенадцати с половиной лет. Он искал связи между использованием языковых средств и умственным развитием ребенка на определенном возрастном этапе.

В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направле­ний: изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин); психологическое направление, в рамках которого изуча­лась речь детей в широких обобщениях (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина); лингвистическое направле­ние, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина); исследования индиви­дуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов).

В 1960 году в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР была обра­зована лаборатория развития детской речи (зав. лабораторией – Феликс Алексеевич Сохин (1929-1992) - ученик Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог). С его именем связано развитие ме­тодики на новом качественном уровне. В центре внимания находятся во­просы развития семантики детской речи, формирования языковых обоб­щений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Результаты этих исследований были отражены в новой типовой программе( 1983-1984), (под ред. Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддьякова). Она построена на основе деятельностного подхода (требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы). Программа связывала РР с ознакомлением с окружающим, учитывала возрастные особенности детей, предполагала преемственность в содер­жании речевого воспитания в возрастных группах, перспективность (на каждом этапе закладываются основы того, что будет развито е дальней­шем); преемственность между детским садом и школой.

На основе типовой программы были созданы программы воспитания и обучения в союзных республиках. В РФ - «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985) под ред. М. А. Васильевой. В ней сохра­нялись принципиальные подходы к развитию речи детей, содержание программных задач и последовательность их усложнения, учтена специ­фика культурно-национальных условий России.

Разработка Ф. А. Сохиным методической теории включала психоло­гические, психолингвистические, лингвистические и педагогические ас­пекты. В центре внимания находятся вопросы развития семантики дет­ской речи. На основе разработки данных вопросов была составлена про­грамма речевого развития детей ( 1992-94), методического пособия для воспитателей, в которых прослеживается комплексный подход к речево­му развитию и овладение речью как творческий процесс.

В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф. А. Сохина):

- структурном - исследуются вопросы формирования разных структур­ных уровней языка: фонетического, лексического, грамматического;

- функциональном - исследуются проблемы формирования навыков владения языком в коммуникативной функции: связная речь;

- когнитивном - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи: обучение грамоте.

Результаты исследований изменили подходы к содержанию и формам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с ок­ружающим, вычленяются знания об элементах языковой действительности (что обеспечивает лингвистическое развитие ребенка); разрабатываются комплексные занятия (где ведущая задача - обучение монологической речи); интегративные занятия, объединяющие разные виды деятельности (музыкальное, речевое, двигательное, изобразительное творчество).

«Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой). - Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания.

«Развитие» (под ред. А. Венгера) - в ней определены направления речевой работы: - ознакомление с художественной литературой; - освое­ние специальных средств литератур но-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); - развитие познавательных способностей (на базе ознакомления с художе­ственной литературой); - обучение грамоте со средней группы; - обуче­ние чтению со старшей группы.

«Детство» (В. И, Логинова, Т. И. Бабаева и др.) - содержит специ­альные разделы: «развиваем речь детей», «ребенок и книга», - в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого раз­вития; - определены речевые умения в разных видах деятельности.

«Программа развития речи» (О. С. Ушакова) - углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.

Таким образом, к настоящему времени методика развития речи пред­ставляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвис­тические, психофизиологические, психолингвистические и дидактиче­ские основы развития речи детей дошкольного возраста.