Скачать:

Предварительный просмотр:

Статья

«Логико-математическое развитие дошкольников:

от прошлого к настоящему»

Автор: М. Н. Спиридонова

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, систематизацией, при условии  использования математического содержания является по сути своей логико-математической.

По мнению исследователей (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон, Г. Гарднер) логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности, от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого).

В 60-70 годах 20 века начался активный поиск новых подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации. Достоянием этого периода следует признать разработку и популяризацию развивающих игр Б. П. Никитиным и обучающих логико-математических игр А. А. Столяром, Р. Ф. Соболевским, Н. К. Рузиным.

Основным и особо значимым для этого периода было признание развивающих и обучающих игр с использованием логических блоков З. Дьенеша, и цветных счетных палочек Х. Кюизенера основными дидактическими средствами. Авторов, кроме эффективного воздействия этих средств на познавательную и личностную сферу ребенка, интересовала возможность с их помощью отойти от стереотипов в развитии и обучении дошкольников, активизировать практическую и умственную деятельность, теснейшим образом связанные в процессе познания.

В силу этого в 80-е годы 20 века отечественная методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста обогатилась идеей предлогической подготовки, предложенной профессором Могилевского государственного педагогического института А. А. Столяром. На ее основе впервые разработаны и изданы в 1982 году учебно-методические пособия для детей и педагогов («Математика, 0», «Давайте поиграем»). В результате в методике математического развития дошкольников четко выделился предлогический компонент, связанный с подготовкой мышления ребенка к конструированию простых логических высказываний.

Основным содержанием предлогической подготовки являлось освоение детьми высказываний с включением логических операций отрицания, использования логических связок «и», «или», «если, то» и развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. При этом первоначально обучающие игры были сориентированы на 6-летних детей.

А. А. Столяром определены сущностные характеристики логико-математических игр:

- направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания: сравнение, классификацию и сериацию;

- возможность моделирования в играх доступных ребенку 4-6 логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого).

На основе данных исследования ученицы А. А. Столяра Е. Н. Носовой, направленного на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада, стала возможной разработка системы игр и приемов для детей более раннего возраста (3-5 лет). Были определены основные линии движения в предлогическом развитии дошкольников:

- от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) – к мыслительным действиям (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация);

- от действий с одним свойством (цветом, или формой, или размером) – к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой).

Новые подходы к логико-математическому развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста были представлены в учебно-методических изданиях З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников». В них раскрыта методика включения в образовательный процесс занимательного материала математического содержания. Экспериментально доказана возможность повышения познавательной детской активности, развития логического и творческого мышления, сообразительности и смекалки.

Е. А. Носовой разработан комплекс игр и упражнений, процесс освоения которых представлен тремя этапами:

- на выявление свойств – цвета, формы, размера, толщины («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.);

- на освоение детьми сравнения, классификации обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.);

- на овладение логическими действиями и мыслительными операциями(«Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?», «Помоги фигурам выбраться из леса»).

В таких играх используются логические блоки Дьенеша и их заменители.

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творчество. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

В процессе освоения детьми логико-математических игр допустимо свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, приближенность содержания к детскому опыту, сюжетность. Все это создает условия для проявления активности в самореализации личности ребенка в деятельности.

Однако в практике дошкольных учреждений логико-математические игры во всем своем многообразии не нашли должного применения, а если используются, то чаще всего бессистемно. Основные причины этого явления, вероятно, в следующем:

- воспитатели ДОУ недооценивают значимость логико-математических игр в развитии у детей математических представлений и в успешном переходе к логическому мышлению;

- педагоги недостаточно владеют игровыми методами логико-математического развития дошкольников;

- в играх, игровых обучающих ситуациях зачастую детская самостоятельность и активность заменяется собственной инициативностью воспитателя. Ребенок в игре становится исполнителем указаний, предписаний взрослого, а не субъектом обучающей игровой деятельности.

Правомерно требуют решения вопросы:

- систематизации логико-математического содержания в соответствии с возрастными возможностями детей;

- разнообразия способов поддержки ребенка в логико-математической деятельности;

- совершенствования педагогической компетентности воспитателей ДОУ.

Непременным условием эффективности логико-математической деятельности является привлечение детей к анализу свойств и отношений, зависимостей и закономерностей через разнообразные действия и приемы.

Литература

1.Касабуцкий, Н. И. Давайте поиграем: математические игры для детей. книга для воспитателей детского сада и родителей / Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская. – М. Просвещение, 2001.

2.Лелявина, Н. О. Давайте вместе поиграем. методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. – СПб. Корвет, 2004.

3.Кларина, Л. М. Проблема выбора образовательной программы и ее реализация в детском саду. методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.

4.Гарднер, Г. Структура разума. Теория множества интеллекта. – М. ; СПб. ; Киев, 2007.

5.Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей. учебно-методическое пособие. – СПб. Речь, 2007.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье хочу поделиться опытом работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Программные задачи:Расширять преставления детей об истории родного края. Закреплять знания детей о прошлом и настоящем родного города, его достопримечательностях, культурной и общественной.