Скачать:

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики

Новгородской области

Областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Новгородский институт развития образования»

    Актуальность проблемы

Развитие творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных тем. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является восприимчивым для развития  формирования творческой личности.

В области дошкольного образования вопросы творчества и его развития исследовали такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и другие. В своих работах они указывали на необходимость развития творчества детей, в том числе и изобразительного. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, оно характеризуется непосредственностью, свежестью выражения.

В Федеральном государственном стандарте ДОУ выделена образовательная область « Художественно-эстетическое развитие ».   Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая

изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и

углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельностями, где каждый ребенок может наиболее полно проявить себя.

Я работаю по программе «Волшебники кисти и карандаша» для детей от 3 до 7 лет, по предмету изодеятельности, являюсь преподавателям изостудии и педагогам дополнительного образования.

Основная цель программы.

- предоставление детям поля информации из области конкретных видов Искусства;

- создание педагогических условий для формирования умений, необходимых для успешной реализации художественной творческой деятельности.

Поставленная цель реализуется через комплекс задач.

- развитие индивидуальных творческих способностей ребенка;

- приобщение воспитанников к миру Искусства; развитие представлений

о богатстве содержания различных видов искусства;

- формирование умений эмоционально-образного  восприятия окружающего мира; развитие умений не только смотреть,  но и видеть; выражать свое отношение к увиденному;

- воспитание ценностного отношения к произведениям искусства  через личностное восприятие увиденного;

- обогащение художественного вкуса детей, способностей к художественной деятельности, любознательности и интереса к искусству.

2. Структура программы

«Волшебники кисти и карандаша»

Включает в себя содержательные блоки, ориентированные на возраст детей и, как следствие,  на реализацию определенных педагогических задач. Направленность программы на креативность детей и позволяет обозначить в каждом содержательном блоке эмоционально-образный лейтмотив, который характеризует особенности возрастного этапа:

I - младшая группа д/с. “Путешествие по стране красок и карандашей".

II  - средняя группа д/с. “ Я - художник!”.

III - старшая группа д/с. “Волшебный Искусствоград”.

IV - подготовительная группа д/с. “Хоровод прекрасного”

Программа построена на логическом чередовании занятий по видам изодеятельности, а также бесед с использованием иллюстративного материала (презентаций, репродукций, фотографий, образцов декоративно-прикладного искусства и др.). Поскольку иллюстративный материал недостаточен для обогащения эмоционально-образного мира ребенка, необходимой составной частью программы является сотрудничество с музеями города.

Программа предполагает музейные занятия, где дети учатся не только смотреть, но и видеть. Сравнивать произведения искусства, анализировать.

Для выполнения обозначенных целей и задач предусмотрены следующие виды занятий. изображение с натуры; тематическое рисование;

декоративная деятельность; знакомство с произведениями живописи, скульптуры, графики.

Основными методами обучения дошкольников являются игры-упражнения, включение детей в сказочно-образную интригу занятия.

Содержание программы учитывает внутри - и межпредметную преемственность, поскольку концептуальной основой является интеграция изобразительного искусства со следующими учебными предметами: музыкой, историко-бытовым танцем, историей и культурой Петербурга, литературой и миром театра. (Приложение 1)

Построена данная программа с учетом принципов   системности, научности, межпредметной интеграции, учета возрастных особенностей детей.

Опыт работы убедил меня, что  художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальные способности ребенка выявить не всегда легко. Это возможно в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольника, после чего я выстраиваю индивидуальную работу с детьми, целенаправленно объединяя их в подгруппы.

4. Содержательная характеристика программы

«Волшебники кисти и карандаша»

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками дифференцирую:

    По содержанию занятия различаются:
    предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация).
    По методу (способу) изображения различаются рисование (лепка, аппликация)  
    по представлению, по памяти, с натуры.
    По характеру выбора темы:
    на тему, предложенную педагогом, на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу»).
    По источнику тем замыслов:
    занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения);  на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

Рассмотрим их более подробно

Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются, как можно более точно изобразить.

Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.

Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного).

Есть занятия на тему, предложенную мною, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Предлагаю широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду», «На чем хочу покататься», «Радостный денек» и т.п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

Особо стоит остановиться на так называемых комплексных занятиях, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая. Таких занятий не может быть много, это, скорее, праздник, своеобразный спектакль-отчет, устраиваемый вместе с детьми. Очень важно, чтобы у детей рождались эстетические чувства, радость от того, что они делают. Полезно использовать произведения искусства, вызывающие эти чувства. Пример тем занятий: «Золотая осень», «Здравствуй зимушка, зима», «Жили были дед да баба» и др. Восприятие искусства и создание собственных образов, по сути, разные виды деятельности со своими довольно сложными задачами. При объединении их в одном занятии что-то должно быть доминирующим, главным для обучения, другое - более свободным, близким к самостоятельной художественной деятельности. Восприятие сочетается со слушанием музыкальных произведений, чтением стихов. Доминирует при этом изобразительное искусство. Эмоциональная насыщенность занятия должна быть высокой. Нужно, чтобы у детей осталось яркое впечатление от общения с искусством. Затем можно предложить им рисовать ( разноцветную осень, зимний пейзаж по настроению…) так, как они хотят, находясь под впечатлением от

восприятия искусства. Такое рисование не утомляет детей, оно проводится в оставшееся время, дети как бы «выплескивают» свои чувства. Эти рисунки в то же время дают педагогу информацию об уровне их умений, о чувстве, вызываемом этой темой.

Смысл занятий на свободную тему заключается в формировании у ребят способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности. Однако, уровень самостоятельной деятельности детей различен в разные возрастные периоды. Это связано с объективными возрастными психофизическими возможностями дошкольников.

При создании благоприятных условий к 7 годам у дошкольника формируется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей (определении тем изображения) согласно впечатлениям, которые его волнуют. Ребенок, восхищенный вечерним закатом солнца, стремится рассказать об этом в рисунке (другой ребенок - в стихах, музыке и т.п.). Под влиянием яркого циркового представления он может отразить впечатления в лепке или других видах деятельности. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления такого рода. Таким образом, в контексте самостоятельной художественной деятельности проявляется и формируется мотивационно - потребностная сфера личности ребенка. Под ее влиянием рождается инициатива в выборе тем, разработке замыслов, активном поиске способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы (применение результата в общении или других видах деятельности). Это и есть подлинное творчество. В условиях самодеятельности проявляется и

наиболее успешно развивается творчество.

Изобразительная деятельность наряду с игрой - одна из наиболее предпочитаемых занятий детьми в свободное время. Однако. анализ массовой практики показывает, что при отсутствии развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети рисуют наизусть то, что умеют. Если проанализировать рисунки детей, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий. Таким образом, обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, - непременное условие становления самостоятельной художественной деятельности. Другое необходимое условие - обогащение детей впечатлениями и, как результат, наличие эмоционально-интеллектуального опыта. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по тематике и содержанию детские рисунки, поделки. Дети могут рисовать на самые разнообразные темы (природа, космос, деятельность людей, транспорт и т.п.).

Самостоятельная художественная деятельность детей включает в себя занятия различными видами изобразительной деятельности: лепкой, аппликацией, конструированием, художественным ручным трудом.

5. Развитие творческих способностей у дошкольников

На современном уровне в развитии дошкольной педагогики назрела необходимость, наряду с общедидактическими формами организации изобразительной деятельности, развивать инновационные программы, отвечающие современным требованиям.

Программа « Волшебники кисти и карандаша » направлена на развитие творческих способностей. Непосредственно образовательная деятельность (НОД) планируются и проводятся с учетом особенностей изобразительной деятельности детей дошкольного возраста:

- учет ведущей деятельности дошкольников;

- связь изобразительной деятельности с игрой. Осуществляется через создание игровой мотивации, побуждающей детей к оказанию помощи конкретному

игровому персонажу;

- любви детей к сказкам, и, прежде всего, к сказкам с продолжением. В течение всего года дети 4-летнего возраста путешествуют в сказку со своими друзьями - зайчатами (братьями-шалунами Крутем и Вертем, сестрёнкой Грустинкой, их родителями и дядей Моряком). С детьми пяти-шести лет постоянно находятся радом зайчик Ушастик и медвежонок Топтыжка;

- противоречия между выразительной и изобразительной тенденцией, между желанием что-либо нарисовать (слепить и т.д.) и реальными возможностями самого ребенка. Для разрешения этого противоречия необходимо отрабатывать технические приемы работы с разными изобразительными материалами (смешение красок, работа с кистью, стекой и т.д.);

- учета изменения мотивации деятельности: к старшему дошкольному возрасту деятельность становится более целенаправленной. Ребёнок удерживает поставленную цель и получает соответствующий результат (рисунок и т.д.);

- способности детей старшего дошкольного возраста к предварительному замысливанию образа, планированию своей деятельности;

- появления рефлексивных способностей в старшем дошкольном возрасте.

5.Характеристика современных форм детской изобразительной деятельности.

Для детей младшего возраста программой предусмотрено знакомство с Королевой Кисточкой, которая в сказочной форме знакомит детей с правилами работы с кистью и красками; способами смешения красок. На занятиях у детей формируются практические умения и навыки. Они осваивают на занятиях нетрадиционную технику: монотипия — («Бабочка»); пальцевая и ладонная

живопись - («Цыплёнок», «Осьминожки и ракушки»); по - сырому — (фон: «Осеннее небо», «Наше предпраздничное настроение», «Морское дно»,

«Весеннее небо»); тычок - («Цветы для Грустинки»); фотокопия - («Морозные

узоры»); набивка - («Портрет котёнка»); кляксография - («Проказы Ветерка»); волшебные нитки - («Как Ниточка рисовать училась»); примакивание - («Петушок», «Весенние цветы»).

Программой предусмотрено: предметное рисование; сюжетное рисование; декоративное рисование. Запланировано НОД на передачу эмоционального состояния природы и человека («Осеннее небо», «Наше новогоднее настроение», «Весеннее небо»). Для детей 5-летнего возраста первое занятие посвящено организации рабочего места, знакомству детей с различными изобразительными материалами, демонстрации различных способов работы кистью, красками. Дети выполняют задание на самую красивую палитру - смешение красок. Детям этого возраста доступно использовать простой (графитный) карандаш для создания подготовительного рисунка (наброска). Этому отведены следующие темы:             « Ежик», «Необыкновенный дом», «Неваляшка», «Мой любимый клоун», «Натюрморт с пасхальными яйцами», «Шнурок-узелок». Несколько занятий посвящено формированию у детей умения рассматривать предметы, видеть отдельные детали: темы занятий – «Неваляшка», «Натюрморт», «Мой любимый клоун». Серия занятий направлена на развитие творческого воображения, фантазии: «Необыкновенный дом», «Сказочный ковер», «Конфетный кактус», «Узоры на окне», «Музыкальная фантазия» и др.

Дети старшего возраста осваивают законы перспективы по теме «Осенний лес»: деревья, находящиеся на переднем плане, изображаются большими по размеру и располагаются в центре листа; деревья, находящиеся вдалеке, изображаются небольшими по размеру и располагаются внизу листа. А так же

рисование с натуры («Натюрморт», «Неваляшка»), рисование отгадок на предложенные загадки. Дети продолжают осваивать нетрадиционные

техники: примакивание, тычок, по-сырому, фотокопия.

Занятия у детей 6-7-летнего возраста направлены на практическое знакомство с тёплой и холодной палитрой; смешение красок; работу с белилами, выполнение заданий типа: «Как светлеет небо на рассвете» (синий и белый); работу с оттенками, различающихся не по светлоте, а по цветовому тону, задания типа «Как заходит солнце» (переход от оранжевого к красному цвету), «Как желтеют листья осенью» (переход от зеленого к желтому).

Выполняя лепные работы, дети знакомятся с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, у них формируются навыки работы двумя руками, развивается скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

Материал, используемый для работы: пластилин, солёное тесто, фольга, бумажная масса (папье-маше). Для украшения изделий используется дополнительный материал: бусинки, «пульки» для детского пистолета, цветная бумага и др.

Дети осваивают приёмы работы со стекой, а также различные техники лепки последовательно: от скатывания («Колобок», «Гусеница» и др.), раскатывания («Колобок», «Котик-коток») до оттягивания (клюв птицы - «Веснянка»), примазывания, сглаживания и прищипывания (ушки - «Котик-коток»). Дети осваивают и совершенствуют пластический («Ёжик») и конструктивный («Котик-коток») способы лепки; приёмы работы со стекой.

Использование творческих проектов в работе с детьми дошкольного возраста в отечественной педагогике ещё не достаточно разработано. На основе исследований Симоненко В.Д. Матяш Н.В. и других, разработавших

методику обучения младших школьников выполнению коллективных и индивидуальных творческих проектов, делаются попытки разработать и

апробировать творческие проекты для детей старшего дошкольного возраста.

Проектная деятельность старших дошкольников осуществляется на базе изобразительной деятельности и ручного труда. Программой предусмотрено выполнение кратковременных и долгосрочных творческих проектов.

На протяжении всего учебного года дети усваивают элементы проектной деятельности через выполнения разных заданий.

Модель проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1.Целеполагание: выделение и постановка проблемы; предложение вариантов решения проблемы; самодиагностика возможностей; «хочу» и «могу»; принятие решения.

2. Планирование процесса: выделение этапов работы; определение последовательности выполнения работы; подбор инструментов и материалов.

3.Конструирование: реализация предусмотренных процессом этапов, действий, операций; пошаговый самоконтроль; коррекция.

4.Рефлексия работы: сопоставление конечного результата деятельности с намеченной изначально целью; само - и взаимооценка; педагогический анализ.

5. Коррекция работы.

Так творческий проект «Новогодняя маска» предусматривает следующую последовательность выполнения: история появления маски. Составление звездочки обдумывания; создание эскиза будущей маски; лепка маски из пластилина; работа в технике папье-маше на пластилиновой основе; грунтовка работы; роспись маски.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится в форме наблюдений при проведении фронтальных и индивидуальных занятий 3

раза в год: в начале – сентябре, в середине – январе. и в конце - мае  учебного года. (Приложение 2)

Целью   диагностики является выявление умений и навыков воспитанников для построения коррекционной работы, которую необходимо осуществлять  в дальнейшем.

Заключение

Итак, изобразительная деятельность - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для творческой активности. Дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т.д. Им доступно использование различных выразительных средств (цвет, форма, размер и т.д.). Дети дошкольного возраста в состоянии выражать с помощью цвета своё отношение к предметам. Занятия рисованием способствуют эмоциональному развитию. Дети осваивают способы смешения красок, приёмы осветления и затемнения цвета; знакомятся с различными нетрадиционными техниками рисования, способствующими развитию воображения, фантазии.

Использование творческих проектов в работе с детьми дошкольного возраста в отечественной педагогике ещё не достаточно разработано. На основе исследований ученых и методистов, разработавших методику обучения младших школьников выполнению коллективных и индивидуальных творческих проектов, делаются попытки разработать и апробировать творческие проекты для детей старшего дошкольного возраста. Проектная деятельность старших дошкольников осуществляется на базе изобразительной деятельности и ручного труда.

Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:

    формирование у детей алгоритма деятельности (на примере ручного труда и изобразительной деятельности); развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности; формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта; развитие эмоциональной сферы.

7.Список  литературы.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.,1991г. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-М.,2000г. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности .- М.,1995г. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996г Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. – М.,1996г. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников – М. 1980г. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.,1990г. Методика обучения изобразительной деятельностью и конструированию/ Под ред. Т. С. Комаровой. – М.,1991 Сакулина Н.П. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.,1982г Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М. 2001г. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ Под редакцией В. Б .Косминской. – М.,1997г.

Приложение 1

Сценарий

интегрированного занятия по музыкальному

фольклору и изодеятельности (лепка)

« Осенняя ярмарка »

подготовительная группа.

- технология музыкального воздействия

- технология эстетической направленности

- коммуникативные игры

Составила: Алферова Светлана Юрьевна

учитель изодеятельности

Пронина Людмила Владимировна

музыкальный руководитель

Цели и задачи.

Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, вызывать эмоциональный отклик на песни, танцы, игры; развивать умение играть на музыкальных инструментах; закреплять умение использовать знакомые движения в плясках; развивать актерские способности в русских народных играх.

Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к предметам. Закреплять знания о пластической выразительности форм, приемах стилизации, особенности образа (игрушки) в декоративном искусстве.

Музыкальный репертуар.

    Хоровод «Белолица - круглолица»  (русская народная музыка) Шуточная песня «Жил я у пана» (русская народная музыка) Попевка детская «Ай, тари- тари- тари» (играют на ложках русская народная песня) Парная пляска «Выйду ль я на реченьку» (русская народная музыка) Хороводная игра с движениями «Шел козел по лесу» (русская народная музыка) Частушки.

Материалы.

Образцы: посуда, ложки хохломские, деревянные матрешки, дымковские игрушки. иллюстрации с изображением последовательности лепки дымковских игрушек, на столах глина, стеки (палочки с заостренными концами), шликер, тряпочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I часть.

Дети входят в зал под русскую народную музыку «Ах вы сени мои сени». Рассматривают интерьер в виде ярмарки.

Хоровод «Белолица - круглолица русская народная музыка.

Ведущая (учитель рисования):