Игровая деятельность - ведущая для дошкольного возраста

Проявляя интерес к миру взрослых, но не имея возможности включиться в него, дошкольник моделирует этот мир в игре Эта деятельность является социальной по своему происхождению и содержанию, она возникает в ходе УСК кладнення опыта человечества, его производственных и культурных взаимоотношений и отражает общественные изменения Сюжет и роли в игре дети заимствуют у обществві.

Игра - ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труд и отношения

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений ЗВ Огороднийчук

Важное значение игры состоит в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейные роли Игра обеспечивает развитие у доски Ильник двигательных, умственных и речевых навыков детей, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся спи впереживаты и отличать вымысел от реальноститі.

Первые проявления детских игр возникают еще в раннем возрасте, имея сенсомоторный характер (\"догонялки\", игра-возня т.п.) На рубеже раннего и дошкольного возраста возникает режиссерская игра (использование игрушек как предметов-заменителей, символическое выполнение определенного действия) Со временем ребенок становится способным организовывать образно-ролевую игру, в которой представляет себя в определенном образе (человека или предмета) и соответственно действует Необходимым условием такой игры являются яркие, интенсивные переживания: ребенка поразила увиденная ею ситуация, и пережитые эмоции впечатление воспроизводятся в игровых действиех.

Следующим достижением дошкольника становится его способность организовывать сюжетно-ролевую игру (\"дочки-матери\", \"школа\", \"магазин\" и др.), которая достигает своей наиболее развитой формы в среднем дошкольном возрасте В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят непосредственно человеческие роли и отношения и Дети играют друг с другом, или с куклой, как воображаемым партнером, который тоже наделяется своей ролью Одной из самых сложных для детей этого возраста являютсякладніших для дітей цього віку є игра с правилами (\"жмурки\", \"пятнашки\") В этих играх главным является четкое выполнение правил игры; обычно здесь фигурируют мотивы кооперации или соревнования

Появление новых видов игр не отрицает предварительно существующих, в которые ребенок продолжает играть

Рис 235 Динамика игры в дошкольном возрасте

Осложнения видов игр, которые усваивает ребенок в течение дошкольного периода, обусловливает формирование прогрессивных психических изменений Выступая ведущей деятельностью данного возраста, игра обеспечивает ряд функций для псы ихичного развития дошкольников:

Рис 236 Функции игры для психического развития дошкольников

Итак, будучи внешне непродуктивной деятельностью (нет явных непосредственных результатов, как то усвоение знаний при обучении или изготовления определенных вещей в работе), игра направлена. на физическое и психическое вдохе усовершенствованию млад.

Развитие познавательной сферы дошкольников

Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют сенсорному развития ребенка

Именно с дошкольного возраста начинается феномен амнезии детства - человек забывает события первых 3-4 лет своей жизни

Мнемическая деятельность - работа памяти

Обогащение когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста опирается на игру и активное познавательное общение со взрослым В дошкольника под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие в всех познавательных процессов, в том числе ощущений и восприятияя.

С возрастом у детей снижаются пороги ощущений повышается острота зрения и дифференциация цветов, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов В дошкольном возрасте продолжается усвоение сенсорная их эталонов, наиболее доступными из которых являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра Сенсорные эталоны успешно формируются в деятельности младенцевни.

С расширением опыта познания ребенок овладевает перцептивными действиями, становится способным к обследованию предметов и выявления в них наиболее характерных свойств Процесс восприятия в конце дошкольного периода, по мнению ЛО Венгер, достигает интериоризации

Однако детском восприятию присущи ошибки в оценке пространственных свойств предметов, восприятие времени и изображений предметов

Активно функционируют все процессы памяти малыша Запоминание происходит лучше, если опирается на интерес и осмысления ребенка В младшего дошкольника заметную роль в развитии памяти играет является узнавание, но с возрастом активизируется воспроизведения В старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти, приобретают системный, осмысленного и управляемый характер Продолжается интенсивное развитие образной памяти На основе игры и обучения к концу дошкольного периода ребенок усваивает начальные формы руководства собственной мнемической деятельностью, т.е. у дошкольника появляется д овильна память, развитие которой начинается с появления Воспроизведениерення.

протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения мышления ребенка Так, мышление развивается от наглядно-действенного к образно-языкового Если переддошкильник мыслит, выполняя предметные действия, то мысленно единицей дошкольника уже выступает образ, а затем и слово В Следовательно, развитие мышления ребенка тесно связан с языком Дошкольники с помощью речи начинают мысленно оперировать объектами, сопровождающееся расширением диапазона мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, простого обобщения Соответственно, обогащается объем форм мышления - в этом возрасте это использование соображений, суждений, простых, но логических умозаключенийовків.

По мнению ЖПиаже, мышления, как и восприятие ребенка этого возраста, имеет эгоцентричный характер, то есть малыш не может принять условия задачи, которые противоречат его опыта, поставить себя на позицию другого

Однако уже к концу дошкольного возраста может произойти переход от эгоцентрического мышления ребенка к децентричного, если развитие мышления целенаправленно и последовательно стимулируются взрослыми

В дошкольном детстве продолжается процесс овладения речью Для него характерны следующие признаки:

o до 6-ти лет язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму

o младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, к концу периода завершается процесс фонематического развития - все звуки речи становятся доступными для ребенка

Так, мальчик, послушав условия задачи: \"Маме дали две конфеты, а тебе одну Сколько вместе должны конфет?\", Отказывается решать ее, мотивируя, что так не бывает

К концу дошкольного возраста - около 3000 слов

o интенсивно растет лексический состав речи

o однако имеют место значительные индивидуальные различия, у одних детей словарный запас значительно больше, в других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие и взрослые

o происходит активизация эгоцентрического речи ребенка (разговоры с самим собой) как средства планирования и контроля собственных действий

o развивается грамматический состав речи, детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (построение слова) и синтаксического (построение фразы), у ребенка-дошкольника появляется оригиналь ьне словообразования

o с помощью указаний взрослых ребенком усваивается социальный подтекст речи - его направленность на определенного собеседника и соответствующее содержание и интонации

Дошкольный период - сенситивный для развития воображения, которая приобретает таких темпов развития, считается новообразованием познавательной сферы этого возраста О наличии образов как результатов воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживают их героям Мощным толчком для развития и репродуктивной, и творческого воображения дошкольника становится игровая деятельность и р изни виды продуктивной деятельности, такие как конструирование, лепка, рисованиеня.

Воображению детей этого возраста присущи такие черты, как конкретность и наглядность образов, их необычайная яркость и эмоциональность Ребенок под воздействием прослушивания сказок склонна придавать стихийным явлениям природных ди, вещам, животным человеческих признаков, что отражается в фантазированию малыша Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения В ходе развития она превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность При всей важности воображения для психического развития ребенка в дошкольном возрасте этот познавательный процесс может приобрести негативных форм - переживание страхов и проявлений лживостиості.

Антропоморфизм - перенос человеческих качеств на объекты окружающего мира

Заметные прогрессивные изменения наблюдаются и в развитии внимания протяжении дошкольного возраста возрастает сосредоточенность, устойчивость и объем внимания, постепенно начинает формироваться произвольное внимание, хотя преобладает непроизвольная

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter