Прохорова Г.А. Психологическая карта дошкольника

Фрагмент статьи

В инструктивном письме Департамента образования г. Москвы от 9 сентября 2003 года № 2-30-20 «О введении документации деятельности педагога- психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» указывается, что «основной формой документации является психологическая карта (ребенка, группы, класса, педагога – в зависимости от проблемы)». Рассмотрим ведение психологической карты дошкольника.

Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Рекомендуется подписывать карту в зашифрованном виде, педагог-психолог может сам выбрать код. Например, первая цифра обозначает группу, вторая – порядковый номер по списку, который находится у психолога. В инструктивном письме указывается, какие материалы хранятся в карте:

1. Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы:

  • дата и время работы;
  • основания для работы;
  • формы работы (название метода, необходимые комментарии);
  • краткий вывод;
  • перспективы дальнейшей работы.

2. Данные о рекомендациях, даваемых педагогам и родителям.

3. Название развивающих программ, которые проводились с ребенком или с группой.

4. Письменные заключения, предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т. п.

5. Анкеты, которые заполняли родители по просьбе психолога.

В детских садах Северного округа г. Москвы педагоги-психологи проводят обследование всех детей, посещающих дошкольное учреждение. Виды и формы работы могут быть различны: наблюдение, беседа с ребенком, психологическое обследование, анализ продуктивной деятельности, беседы с воспитателями и родителями, используются и подгрупповые формы обследования, например, «Дорисо вывание фигур».

По результатам обследования составляется общая таблица результатов достижений возрастной группы, в графе «Примечание» записывается, какой вид психолого-педагогического обследования оптимален для развития ребенка.

Таким образом, следуя рекомендациям инструктивного письма, психологическая карта должна быть заведена, в первую очередь, для тех детей, которые включены в развивающую работу с психологом.

Как показывает практика, удобно хранить материалы обследований в пластиковом файле-вкладыше, в котором собирается указанный материал на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Психологические карты детей одной возрастной группы могут быть собраны в объемную папку, в начале которой вкладывается таблица с данными общего группового обследования.

Вариант оформления психологической карты

На титульном листе записываются общие сведения о ребенке, на втором листе заполняется таблица, в которую внесены виды и формы работы, обращения за консультацией родителей (или лиц, их заменяющих), педагогов и т. п.

В зависимости от времени пребывания ребенка в детском саду в конце учебного года заполняются итоговые листы по возрасту. В начале каждого листа следует отмечать прохождения периода адаптации, например, после летнего отдыха. Если длительного перерыва (более 1 месяца) в посещении не было, то отмечается «непрерывное посещение».

Карта развития ребенка, которая выдается при поступлении в школу, оформляется отдельно.

Психологическая карта дошкольника

(заполняется на каждый возрастной период в конце учебного года)

Шифр______________________________________________________________

Дата рождения______________________________________________________

Дата поступления в дошкольное учреждение______________________________

Возраст при поступлении в дошкольное учреждение________________________

Начата «_____» _______________________________ г.

  • протоколы, данные обследований, бесед, наблюдений, консультаций с родителями или лицами,их заменяющими;
  • рекомендации для педагогов, родителей;
  • названия развивающих программ, которые проводились с ребенком;
  • письменные заключения, предоставляемые другим специалистам, родителям, лицам, их заменяющих, в учреждения;
  • другое ________________________________________________________