Учебно-методический материал (старшая группа) по теме:

Рекомендую ознакомится с замечательной книгой!

Данное пособие предназначено для психологов и воспитателей детских дошкольных учреждений. Оно поможет в изучении и развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Системная работа с использованием игр и занятий будет способствовать изменению взгляда ребенка на мир и отношения к окружающим, осознанию и контролю его эмоциональных проявлений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цель занятий:

§   познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;

§   учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;

§   продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения; развивать эмпатию.

ЗАНЯТИЕ 1. Радость.

1. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского "Новая кукла".

Вопросы к детям:

— О чем вы думали, когда слушали музыку?

— Что чувствовали?

— Что хочется делать под такую музыку?

2. Повторное прослушивание музыкального произведения.

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, 'какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

3. Беседа.

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

4. Рисование на тему "Радость".

Предложить желающим рассказать о своем рисунке.

Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.

5. Ответы детей на вопрос:

— Что такое радость?

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:

— Радость — это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одного, а большая — когда у всех.

— Радость — это когда праздник.

— Радость — когда никто не плачет. Ни один человек.

— Радость — когда нет войны.

— У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

— Радость - это я! Потому что мама говорит: "Ты моя радость!"

(М. Потоцкая "Что такое радость")

6. Хоровод.

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне "Вместе весело шагать. " (муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского).

ЗАНЯТИЕ 2. Горе.

1. Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара "Тревожная минута" и "Раздумье".

Вопросы к детям:

— Каков характер этих пьес?

— Похожи ли они между собой?

Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем — второе.

2. Беседа по сказкам: "Теремок", "Заюшкина избушка", "Краденое солнце", "Волк и семеро козлят".

Предлагается вспомнить:

— Когда герои этих сказок переживали горе?

— Как они справились с горем?

3. Чтение отрывков из сказки К.И. Чуковского "Федорино горе".

Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем — заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.

4. Драматизация ситуации "Пропала собака".

Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.

После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:

— Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали?

— Кто лучше всех тебя успокоил?

ЗАНЯТИЕ 3. Гнев.

1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр", где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы к детям:

— Почему рассердились Умывальник и Крокодил?

— Как описал автор гнев Умывальника?

— Как описал автор гнев Крокодила?

Рассматривание иллюстраций художника А.М. Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.

2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого "Три медведя".

Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.

3. Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились.

4. Упражнение "Зеркало".

Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.

5. Рисование гнева.

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.

Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

ЗАНЯТИЕ 4. Страх.

1. Игра "Гуси-лебеди".

Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.

Игра повторяется несколько раз.

2. Упражнение "Найди пиктограмму".

Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3. Обсуждение с детьми поговорки "У страха глаза велики". Отметить прямой и скрытый смысл поговорки.

Вопрос к детям:

— Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?

4. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова "Три поросенка" (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).

Вопрос к детям:

— Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

1) Рисование на тему "Наф-Наф не боится страшного волка".

2) Предложить детям нарисовать эпизод из сказки С. Михалкова "Три поросенка".

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

ЗАНЯТИЕ 5. Удивление.

1. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане. " (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона).

Вопросы:

— Какие чудеса описывает автор?

— Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?

Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили.

2. Упражнение "Зеркало".

Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.

Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.

Вопрос:

— Что общего в том, как вы изображали удивление?

3. Игра "Фантазии".

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

— К нам пришел слон.

— Мы оказались на другой планете.

— Внезапно исчезли все взрослые.

— Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах.

По теме:

В статье содержатся дидактические игры и приемы по коррекции речевых наршений у детей старшего возраста посредством театрализованной игры.

В данной статье раскрываются практическое применение приемов развития эмоций у дошкольников с нарушениме речи в процессе театрализованной деятельности.