"РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ".

Автор:Авдеенко Наталья Александровна. воспитатель, МБДОУ N46 «Земляничка»

город Набережные Челны.

ЦЕЛЬ: стимулировать проявления творчества у детей при создании художественного образа.

1.Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать своё представление об окружающей действительности, передавать настроение, состояние, характер образа.

2.Углублять и расширять знания детей о разных видах и жанрах изобразительного искусства. Учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусства.

Глава 1.1 Детское творчество.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление.

Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающиеся на опыт и знания. Способность анализа у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации.

Детское художественное творчество связано с особенностями восприятия окружающего мира. Средством передачи детьми образа служат разнообразие очертаний форм, линейных контур, дети самостоятельно стараются находить выразительные средства для воплощения замысла( форму, цвет, композицию), в творческом рисунке передают свое отношение к изображаемому, используют выразительные приемы, распространяя их на большее количество изображаемых предметов. Рисование, как и игра, помогает ребенку осознавать себя и окружающий мир. Образы, которые дети запечатлевают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личного роста. Рисунок дает ему возможность закрепить переживание на бумаге, посмотреть на него со стороны, дополнить его. Все это позволяет ребенку меняться самому.

Дети талантливы почти в том же смысле, что и природа. «Почти» - потому что «произведения» природы возникают как отпечатки стихийного, не имеющего цели процесса, а детские рисунки.

Необходимое участие взрослого в создании ребенком удачного рисунка – обычно не осознается нами потому, видимо, что детское произведение мы застаем готовыми и только отмечаем, что это произведение талантливое. Ребенку (часто незаметно для себя) помогает творить взрослый, который принимает на себя функции внутреннего критика и частично созидателя.

Глава 1.2 Значение развития художественно-творческих способностей детей.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Рисование для детей – органическая потребность, канал, по которому может реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Еще не умея выразить себя словом, ребенок пытается каракулями отразить переполняющие его впечатления от жизни. Занятия изобразительной деятельности заключают в себе большие возможности для всестороннего развития – умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. Рисуя, ребенок постоянно сравнивает, анализирует, обобщает- и это также формирует его мышление.

При знакомстве детей с произведениями изобразительного искусства происходит формирование личности, развития ее творческого потенциала. Ребенок осознанно использует элементарные основы изобразительной грамоты, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним.

Глава 1.3 Роль родителей в развитии художественно-творческих способностей детей.

Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям.

Хорошо, если ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно-творческие способности: петь, плясать, рисовать и т. д.

В процессе разнообразной деятельности формируются эстетические чувства ребенка, его творческие способности, развивается талант. Внимание к любому проявлению ребенком интереса, к какому – то виду деятельности со стороны родителей обязательно, особенно если этот интерес носит устойчивую форму. В таком случае детей надо поощрять, всячески стимулировать развитие их творческих способностей.

Неиссякаемым источником художественных способностей детей является природа. Экскурсия в природу, поездка за город, прогулка в городском парке или просто по улице города могут стать для них источником приобщения к прекрасному. Правильно делают те родители, которые во время прогулки ведут разговор об окружающем. Ребенок умеющий любоваться цветами и животными, их окраской и повадками, развивает способность видеть прекрасное и у него возникает желание отобразить в своих рисунках, поделках.

Дети дошкольного возраста любят рассматривать вместе с родителями картины, фотографии. Просмотр телепередач, кинофильмов, если этим не злоупотреблять, открывают широкие возможности приобщения детей к прекрасному, поэтому решающая роль в организации досуга детей принадлежит взрослому.

Красота окружающего мира, воспринятая ребенком в поэтических, художественных образах, глубже входят в его сознание. Литература, музыка, живопись, народное творчество должны быть постоянным спутниками детей в семье.

Глава 1.4 Взгляды ученых.

Педагогика и психология решают вопрос о детском творчестве, исходя из целей и задач воспитания подрастающего поколения. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Н.К.Крупская в речи на третьей конференции по дошкольному воспитанию(1926г.) поставила вопрос о том, что уже в дошкольном возрасте надо формировать способности, которые требуются для подготовки «умелых работников» во всех областях труда. Крупская Н.К. не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское творчество.

Начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как период к творческой деятельности, он писал: «Высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, все что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть нота нового, обязана своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в раннем детстве».

Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. Так отмечала А.А. Люблинская: «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т.е. замыслу своего произведения. Ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7 летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа».

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. К.С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых всегда отличает вера и правда.

Поэт П. Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства.

«Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания,» - Л.С.Выготский,

Б.М.Теплов, выдающийся советский психолог, затрагивая вопросы развития детского творчества, писал: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию естественно удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции».

Глава 2.1 Особенности формирования художественно-творческих способностей детей.

Рассматривая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающийся, необходимо находить способы его формирования (методы и приемы обучения, характерные для изобразительной деятельности: наблюдения, художественное слово, показ способов изображения).

Как известно, творчество детей «питается» образами действительности, взятыми из наблюдений.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Для развития изобразительной деятельности в процессе наблюдения необходимо развивать эстетическое восприятие, учить детей видеть эстетические свойства и признаки предметов. Дети должны не просто смотреть на объект, узнавать и выделять его свойства. форму, строение, цвет и другие, они должны видеть его художественные достоинства. Необходимо постоянно развивать у детей способность понимать, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление. Наблюдения дают детям возможность создавать новые образы, за счет сложной переработке увиденного у них появляется умение комбинировать формы в различных новых сочетаниях.

Целенаправленное, планомерное проведение наблюдений отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. Наблюдение формирует у дошкольников образное видение мира, действительности, а окружающая действительность – это основа творческого процесса ребенка.

Для формирования творчества в лепке, рисовании, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова. С детьми проводятся беседы, которые помогают обратить внимание на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественный образ.

Во время беседы рассматриваются разные способы изображения предметов (графических, пластических, декоративно-силуэтных). Это формирует у детей представление о различном подходе в передаче образа. Помогает детям в их практической деятельности давать различные варианты цветовых сочетаний, композиционных построений.

Глава 2.2 Работа с семьей.

Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников художественно-творческих способностей. Поэтому, развитие творческих способностей у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сада.

Процесс развития творческих способностей детей родители могут видеть непосредственно в детском саду, для этого организуются выставки творческих работ детей (рисунки, поделки).

Эффективным средством работы с семьей служит « папка-передвижка», которая вручается родителям. В папках помещается материал с консультациями: психолога, музыкального руководителя, содержание консультаций может соответствовать теме предстоящего родительского собрания или анкетирования.

Особое внимание уделяется совместной работе детей и родителей в группе детского сада при оформлении помещения к праздничным мероприятиям. Воспитатель заранее обсуждает с членами родительского комитета предстоящие дела, определяет обязанности и объем работы взрослых и детей. Такая совместная деятельность сплачивает коллектив.

Таким образом, воспитатель проводит работу с семьей в трех направлениях:

1. изучает опыт семейного воспитания и учитывает его достижения и пробелы в своей педагогической деятельности.

2. оказывает действенную помощь родителям в воспитании и творческом развитии детей.

3. координирует работу с детьми детского сада и родителей.

Согласованная организованность в работе детского сада и семьи – важнейший принцип полноценного воспитания и развития творчества детей.