Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста».

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. При этом, цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, должны быть едины. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Сегодня все признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.

Приняв детей младшего возраста, мы в первом полугодие столкнулись с такой проблемой: родители отказывались принимать участие в жизни группы, ссылаясь на нехватку времени. Проанализироваврезультаты мы увидели следующую картину:заказчиков – 42%; участников – 20%; наблюдателей – 38%. Увидев такие результаты, мы решили начать привлекать родителей к участию в воспитании детей через следующие направления:

1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через стендовую информацию в родительском уголке, индивидуальные беседы, групповые консультации.

2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий, совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках, организация дней открытых дверей. выпуск стенгазет, т. е. через художественно-эстетическое направление.

Художественно-эстетическая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению. Значительный вклад в развитие интереса к творческой деятельности должны вносить не только на уровне дошкольного учреждения, но и не маловажный фактор вносит семья, которая способствует укреплению интереса к творчеству.

Формы взаимодействия, которые мы решили использовать в работе с родителями в детском саду, подразделяются на

- коллективные,

- индивидуальные

- наглядно-информационные.

*Родительские собрания по проблемам воспитания детей;

*Совместные досуги, праздники:

Подготовка детей;

Изготовление костюмов и атрибутов;

*Участие родителей в различных выставках:

Выставки детского творчества;

Выставки творчества взрослых;

Выставки совместного творчества (по правилам пожарной безопасности, по ПДД, сезонные выставки; рисунки к сказкам, к праздничным датам, тематические)

Выставки семейных коллекций.

Выставки детской литературы для семейного чтения (детские журналы «Мурзилка», «Тошка», «Веселые картинки», книги о природе, авторские сказки)

*Организация дней открытых дверей.

*Выпуск стенгазет (к праздничным датам, о мероприятиях детского сада)

*Создание альбомов в центры развивающей среды («Мое маленькое лето»)

2. Индивидуальные.

*Внеплановые индивидуальные беседы;

3. Наглядность.

*Рекламно-информационный стенд;

*Подборка лекций педагогов-специалистов;

*Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;

*Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;

*Подарки и приглашения к праздникам.

Также уже третий год мы с родителями работаем по образовательной области «Труд»

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Нами было проведено:

1. Анкетирование.

2. Родительские собрания на темы трудового воспитания детей:

- Родительское собрание по самообслуживанию

- Родительское собрание «Нравственно – трудовое воспитание дошкольников в аспекте гендерных различий»

3. Консультации: «Как научить ребенка трудиться», «Домашние обязанности ребенка»

4. Памятки. «Как научить ребенка трудиться»

5. Стендовая информация

«Как приучить ребенка к порядку»

«Трудовое воспитание ребенка в семье»

«Домашнее задание по ознакомлению с профессиями»

6. Создан альбом «Профессии наших родителей»

7. Проведен конкурс на лучшую кормушку (15 семей из 20)

8. Начали создавать фотоальбом о трудовом воспитании дома.

9. Организовали выставку «Чудеса своими руками», приуроченную к масленичной неделе.

Все перечисленные формы работы с родителями дали положительный результат, что показывают результаты диагностики и отзывы родителей.

Заказчиков – 31%; участников – 41%; наблюдателей – 28%.

Поэтому мы дальше решили проектировать свою работу с родителями по различным направлениям деятельности:

Художественно-эстетическое: продолжить привлекать родителей к участию в различных выставках.

Физическое: организовывать походы выходного дня, участвовать вместе с родителями в «Планете дошколят», привлекать родителей к различным спортивным мероприятиям.

Познавательно-речевое: организовать совместно с родителями экскурсии в краеведческий музей, в музей туризма, библиотеку им. Бажова, вызвать желание заняться моделированием, созданием макетов тех мест, где они побывают вместе с ребенком. Привлечь к сочинению сказок, организации фотовыставок. Привлекать родителей к проведению мастер-классов по подготовке детей к школьному обучению.

Благодаря всем этим формам работу будет осуществляться деятельностный подход не только в работе с детьми, но и с родителями.

Фотопоздравление для мам к 8 Марта.

Участие мамы Лизы в развлечениях в роли сказочного героя Карлсона.