«Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки»

Автор:

Попова Анна Сергеевна,

музыкальный руководитель

МАДОУ "Детский сад №88" г. Тюмени

Если ребенок родился и рос

На родной стороне, среди русских берез,

Слышал русские песни, колядки справлял,

Со светлым праздником Пасхи родных поздравлял,

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным и Земле,

Если эту заповедь предков в душе сбережет,

То радость и счастье с собой принесет.

Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Именно народная музыка  с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Основным условием  музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.

Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Выбранная мной тема в настоящее время очень актуальна. В наше время очень остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:

  • Между тенденциями развития современной мировой и отечественной культуры и необходимостью сохранять и передавать богатство традиционной народной культуры.
  • Между сложившейся в семье культурой быта и повседневностью, и прививаемой в ДОУ детский сад №88 «Чебурашка»  традиционной народной культурой.
  • Между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченностью ресурсов (личностных, методических, материальных).
  • Между декларативной готовностью педагогов и педагогической деятельностью дошкольного учреждения.

Учитывая выше изложенные противоречия можно определить основные проблемы состоящие в:

рассмотрении роли народной культуры в развитии творческих способностей дошкольников и в поиске путей оказания эффективной помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии музыкальных способностей.

  • недостаточности методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.

Перед началом работы была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкальных творческих способностей.

Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

• выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;

• определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников;

• включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкально-творческих способностей дошкольников.

• Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной

народной культуре.

• Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;

• Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;

• Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;

В ходе работы использую следующие методы:

• Анализ методической литературы;

• Индивидуальные занятия;

• Наблюдения;

• Анализ продуктов детской деятельности.

Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволяет выявить ряд недостатков:

• Напряжение в пении:

• Неправильную певческую установку;

• Зажатость, не эмоциональность исполнения.

Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей.

Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества. Занимаясь проблемой развития творческих способностей, я внимательно изучила методическую литературу под редакцией различных авторов и сгруппировала методы и приёмы, которые использую комплексно в разных видах музыкальной деятельности.

Педагогические условия для развития творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности